Перейти до змісту

Зачем исследовать космос?


Рекомендовані повідомлення

7724325266_8b742da25d_o.jpg

В 1970 году монахиня из Замбии, сестра Мария Юкунда написала письмо Эрнсту Штулингеру, который в то время занимал пост заместителя директора по научной части в Центре космических полетов NASA, в ответ на его текущие исследования пилотируемых миссий на Марс. В частности, она спросила как он мог предложить тратить миллиарды долларов на такой проект в то время, когда на Земле голодает так много детей.

Штулингер вскоре послал следующее письмо с объяснениями Сестре Юкунде, вместе с копией культовой фотографии «Восход Земли», сделанной в 1968 году астронавтом Уильямом Андерсом с Луны. Его вдумчивый ответ впоследствии был опубликован NASA под названием «Зачем исследовать космос?»

6 мая 1970

Уважаемая Сестра Мария Юкунда,

Ваше письмо было среди многих, приходящих мне каждый день, но оно тронуло меня гораздо глубже других, так как оно пришло от человека глубокомыслящего и сострадающего. Я постараюсь ответить на ваш вопрос настолько хорошо, насколько я смогу.



Однако, сначала, я бы хотел выразить мое глубочайшее восхищение Вами и теми многими отважными сестрами, за то, что Вы посвящаете ваши жизни благороднейшей цели: помощи тем, кто нуждается.

В своем письме Вы спросили как я могу предлагать расходовать миллиарды долларов на путешествие на Марс, в то время, когда многие дети на Земле умирают от голода. Я знаю, что вы не ожидаете такого ответа, как «О, я и не знал, что есть дети, умирающие от голода, но теперь я буду воздерживаться от любых космических исследований пока человечество не решит эту проблему!» На самом деле, я знал о голодающих детях задолго до того, как я узнал, что путешествие на планету Марс технически возможно. Тем не менее, я считаю, как и многие мои друзья, что путешествие на Луну и, в конечном итоге, на Марсе и другие планеты, это рискованное начинание, которое мы должны предпринять, и я даже считаю, что этот проект, в конечном счете, будет способствовать решению более серьезных проблем, с которыми мы сталкиваемся здесь, на Земле, чем многие другие потенциальные проекты помощи, которые обсуждались и обсуждаются год за годом, и которые очень медленно приносят осязаемые результаты.



Прежде чем попытаться более подробно описать как наша космическая программа вносит свой вклад в решение наших земных проблем, я хотел бы кратко рассказать предположительно подлинную историю, которая может помочь поддержать мой аргумент. Около 400 лет назад в небольшом городке в Германии жил граф. Он был одним из великодушных графов и отдавал большую часть своего дохода беднякам своего города. Это высоко ценилось, потому что бедность в средневековье процветала, и частые эпидемии чумы периодически опустошали страну. Однажды граф встретил странного человека. У него в доме была мастерская и маленькая лаборатория, и он неустанно трудился в дневное время, чтобы позволить себе несколько часов работы в лаборатории каждый вечер. Он шлифовал небольшие линзы из кусочков стекла, устанавливал линзы в трубы и использовал эти устройства, чтобы смотреть на очень маленькие объекты. Граф был особенно очарован крошечными существами, которых можно было наблюдать с сильным увеличением, и которых он никогда не видел. Он предложил этому человеку переехать со своей лабораторией в замок и отныне посвятить все свое время развитию и совершенствованию его оптических устройств.


Однако, горожане рассердились, когда поняли, что, по их мнению, граф бесцельно тратит свои деньги. «Мы страдаем от этой чумы», говорили они, «в то время, как он платит этому человек за бесполезное хобби!» Но граф твердо стоял на своем. «Я даю вам столько, сколько я могу себе позволить», сказал он, «но я также буду поддерживать этого человека и его работу, потому что я знаю, что когда-нибудь из этого что-то выйдет!»


Действительно, кое-что очень хорошее вышло из этой работы, а также из аналогичных работ, проделанных другими учеными в других местах: микроскоп. Известно, что микроскоп, более чем любое другое изобретение способствовал прогрессу медицины, и что ликвидация чумы и других инфекционных заболеваний в большинстве регионов мира в значительной степени является результатом исследований, которые стали возможны благодаря микроскопу.

 Граф, отдавая некоторое количество своих денег на исследования и открытия, сделал гораздо больше для облегчения человеческих страданий, чем он мог бы, потратив все на охваченное чумой общество.


Ситуация, с которой мы сталкиваемся сегодня, во многом схожа. Президент Соединенных Штатов тратит около 200 миллиардов долларов в его годовой бюджет. Эти деньги идут на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, реконструкции городов, дорог, транспорта, иностранную помощь, оборону, науку, сельское хозяйство и многие установки внутри и за пределами страны. Около 1,6 процента этого национального бюджета было выделено на исследования космоса в этом году. Космическая программа включает в себя Проект Аполлон и многие другие более мелкие проекты в области космической физики, космической астрономии, космической биологии, планетарные проекты, проекты ресурсов Земли и космической техники. Чтобы сделать эти расходы на космическую программу возможными, средний американский налогоплательщик с годовым доходом в 10000 долларов платит около 30 долларов налога в счет космоса. Остальная часть его дохода, 9970 долларов, остается на его нужды, отдых, сбережения, налоги и все остальные расходы.

Вы, вероятно, спросите теперь: «Почему бы Вам не взять 5 или 3, или 1 доллар из 30 космических долларов, что платит средний американский налогоплательщик и отправить эти доллары на нужды голодных детей?» Чтобы ответить на этот вопрос, я должен кратко объяснить как работает экономика этой страны. Ситуация очень похожа на другие страны. Правительство состоит из нескольких отделов (внутренних дел, юстиции, здравоохранения, образования и социального обеспечения, транспорта, обороны и др.) и бюро (Национальный научный фонд, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства и др.). Все они готовят свои годовые бюджеты в соответствии с поставленными задачами и каждый из них должен защищать свой ​​бюджет от чрезвычайно серьезного скрининга комитетами Конгресса и сильного давления со стороны Бюджетного управления и Президента. Когда эти средства, наконец, одобрены Конгрессом, они могут быть потрачены только на определенные статьи затрат, которые обозначены и утверждены в бюджете.

Бюджет Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, естественно, может содержать только те статьи затрат, которые непосредственно связаны с аэронавтикой и космосом. Если бюджет не был одобрен Конгрессом, то средства, предлагаемые для него не будут доступны для чего-то другого, они просто не взимаются с налогоплательщика, если ни один из других бюджетов не получил одобрение на конкретное увеличение, которое затем поглощает средства, не потраченные на космос. Как вы можете видеть из этого краткого дискурса, поддержка голодающих детей, или, скорее, поддержка в дополнение к тому, что Соединенные Штаты уже вносят свой вклад в это очень достойное дело в виде иностранной экономической помощи, может быть получена только при наличии запроса от соответствующего отдела о внесении строки в бюджет специально для этой цели и если этот пункт затем будет утвержден Конгрессом.

Вы можете спросить буду ли я лично поддерживать такой шаг со стороны нашего правительства. Мой ответ: решительное да. В самом деле, я бы совсем не возражал , если мои ежегодные налоги были бы повышены на несколько долларов, чтобы они пошли на еду для голодающих детей, где бы они ни жили.



Я знаю, что все мои друзья думают так же. Тем не менее, мы не могли бы претворить такую ​​программу в жизнь только воздерживаясь от планов путешествия на Марс. Напротив, я даже считаю, что работая на космическую программу, я могу сделать определенный вклад в облегчение и, в конечном счете, решение такой серьезной проблемы, как нищета и голод на Земле. Основными в проблеме голода являются два пункта: производство продуктов питания и распределения продовольствия. Пищевая промышленность, сельское хозяйство, разведение крупного рогатого скота, рыбалка в океане и другие крупномасштабные операции являются эффективными в некоторых частях мира, но резко отстают по эффективности во многих других. Например, большие участки земли могут быть использованы гораздо продуктивнее, если применять эффективные методы управления водоразделом, использования удобрений, прогнозирования погоды, оценки плодородия, программирования плантаций, выбора поля, сроков выращивания, исследования растений и планирования урожая.

Лучшим средством для усовершенствования всех этих функций, несомненно, является искусственный спутник Земли. Огибая земной шар на большой высоте, он может сканировать широкие участки земли за короткое время, он может наблюдать и измерять большое количество разнообразных факторов, свидетельствующих о статусе и состоянии посевов, почвы, засухи, дождей, снега и т.д., и он может передавать эту информацию на наземные станции для надлежащего использования. Было подсчитано, что даже скромная система спутников Земли, оснащенных датчиками с данными о ресурсах Земли, работающими в рамках программы по всемирному улучшению сельского хозяйства, будет увеличивать ежегодные урожаи эквивалентно многим миллиардам долларов.

Распределение пищи для нуждающихся уже совсем другой вопрос. Вопрос не столько в объеме поставок, а в международном сотрудничестве. Правитель маленького народа может чувствовать себя очень неловко от перспективы поставки большого количества помощи в его страну со стороны большой нации, просто потому, что он боится, что вместе с поставками продовольствия может быть импортировано влияние и сила иностранных держав. Я боюсь, что эффективная помощь голодающим не придет пока границы между странами не станут вызывать меньше разногласий чем сейчас. Я не верю, что космический полет совершит это чудо за одну ночь. Тем не менее, космическая программа, безусловно, является одним из наиболее перспективных и мощных источников, работающих в этом направлении.

Позвольте мне лишь напомнить вам о последней почти трагедии Аполлона 13. Когда подошло время для решающего входа в плотные слои атмосферы астронавтами, Советский Союз прекратил все русские радиопередачи в диапазонах частот, использующихся проектом Аполлон для того, чтобы избежать возможных помех, и русские корабли были размещенных в водах Тихого и Атлантического океанов на случай необходимости аварийно-спасательных работ. Если бы капсула с астронавтами приземлилась рядом с русскими кораблями, то русские, несомненно, оказали бы столько внимания и приложили усилия на их спасение, как если бы русские космонавты вернулись из космического путешествия. Если бы русские астронавты когда-либо оказались в подобной экстренной ситуации, американцы сделали бы то же самое без всякого сомнения.



Повышение производства продовольствия на основе исследования и оценки с орбиты, и лучшее распределение продовольствия путем улучшения международных отношений, только два примера того, как глубоко космическая программа повлияет на жизнь на земле. Я хотел бы привести два других примера: стимулирование технологического развития и формирование научных знаний.



Требования к высокой точности и надежности, которые должны быть предъявлены к компонентам космического аппарата, путешествующего на Луну, беспрецедентны в истории техники. Разработка систем, которые отвечают этим высоким требованиям предоставила нам уникальную возможность найти новые материалы и методы, изобрести лучшие технические системы, процедуры изготовления, увеличить срок службы инструментов и даже открыть новые законы природы.



Все эти вновь приобретенные технические знания также доступны для применения в земных технологиях. Каждый год около тысячи технических инноваций генерируется в космической программе, и они используются в нашей земной технологии, благодаря им совершенствуется бытовая техника и сельскохозяйственное оборудование, швейные машины и радиоприемники, корабли и самолеты, прогнозирование погоды, связь, медицинские инструменты, посуда и инструменты для повседневной жизни. Возможно, вы спросите почему мы должны сначала развивать системы жизнеобеспечения для наших путешествующих на Луну астронавтов, прежде чем мы сможем создать дистанционный датчик системы для пациентов с заболеваниями сердца. Ответ прост: значительный прогресс в решении технических проблем часто совершается не при прямом подходе, а сначала ставится завышенная цель, которая предполагает сильную мотивацию для инновационной работы, которая в свою очередь возбуждает воображение и побуждает людей прилагать наибольшие усилия, и которая выступает в качестве катализатора, в том числе и для цепочки других реакций.

Полеты в космос, без всякого сомнения, играют именно эту роль. Путешествие на Марс, конечно, не является прямым источником пищи для голодающих. Тем не менее, оно приведет к открытию большого количества новых технологий и возможностей, что только побочные эффекты от этого проекта будут во много раз превосходить стоимость его реализации.



Кроме потребности в новых технологиях, существует постоянная потребность в новых базовых знаниях в области точных наук, если мы хотим улучшить условия жизни человека на Земле. Нам нужно больше знаний в области физики и химии, биологии и физиологии, и особенно в медицине, чтобы справиться со всеми этими проблемами, которые угрожают жизни человека: голод, болезни, загрязнение еды и воды, загрязнение окружающей среды.



Нам нужно больше молодых мужчин и женщин, выбирающих карьеру в науке, и мы должны оказывать поддержку талантливым ученым и которые стремятся заниматься плодотворной исследовательской работой. Сложные задачи исследования должны быть доступны и должна оказываться достаточная поддержка исследовательских проектов. Опять же, космическая программа с её прекрасными возможностями для участия в действительно великолепных научных исследованиях спутников и планет, физики и астрономии, биологии и медицины является почти идеальным катализатором, который вызывает реакцию между мотивацией к научной работе и возможностью наблюдать захватывающие явления природы, и материальной поддержкой, необходимой для выполнения научно-исследовательской работы.


Среди всех мероприятий, которые направляются, контролируются и финансируются американским правительством, космическая программа, безусловно, является самой заметной и, возможно, самой обсуждаемой, хотя она и потребляет всего 1,6 процента от общего государственного бюджета, и 3 тысячных (меньше чем одна треть 1 процента) от валового национального продукта. Как стимулятор и катализатор для развития новых технологий, а также для исследований в области фундаментальных наук, она не имеет себе равных. В связи с этим, мы можем даже сказать, что космическая программа берет на себя функцию, которая в течение трех или четырех тысяч лет была печальной прерогативой войн.



Сколько человеческих страданий можно было избежать, если бы страны, вместо того, чтобы конкурировать с их парками самолетов и ракет, конкурировали бы с их космическими кораблями! Этот конкурс является полным перспективы для блестящих побед, но он не оставляет места для горькой судьбы побежденных, которая не порождает ничего кроме мести и новых войн.

Хотя наша космическая программа, кажется, уводит нас от нашей Земли к Луне, Солнцу, планетам и звездам, я считаю, что ни одно из этих небесных тел не получит столько внимания и изучения космическими учеными, как наша Земля. Она станет лучшей Землёй благодаря не только новым технологическим и научным знаниям, которые мы будем применять для улучшения жизни, но и потому, что мы развиваем гораздо более глубокое восприятие нашей Земли, жизни и человека.

7724458444_0e91f569b3_o.jpg



На фотографии, которую я прилагаю к настоящему письму, изображена наша Земля, как её видно из Аполлон-8, когда он облетал Луну на Рождество 1968 года. Из всех многочисленных замечательных результатов космической программы, эта фотография может быть самым важным. Она открыла нам глаза на тот факт, что наша Земля это красивый и самый драгоценный остров в неограниченной пустоте, и что нет другого места для нашей жизни, кроме как тонкий поверхностный слой нашей планеты, граничащий с мрачным пространством космоса. Никогда прежде так много людей не признавало насколько ограничена на самом деле наша Земля и как опасно было бы вмешиваться в её экологический баланс. С тех пор, как эта фотография была впервые опубликована, стали громче и громче слышны голоса, предупреждающие о серьезных проблемах, с которыми сталкивается человек в наше время: загрязнение, голод, нищета, городская жизнь, производство пищевых продуктов, контроль воды, перенаселение. Конечно, не случайно мы начинаем видеть огромные задачи, которые ждут нас в то время, когда молодая космическая эра предоставила нам первую хорошую возможность взглянуть на нашу собственную планету.

Однако, к счастью, космическая эра не только даёт нам зеркало, в котором мы видим самих себя, она также дает нам технологии, испытания, мотивацию и даже оптимизм для уверенного решения этих задач. То, что мы узнаем в нашей космической программе, я думаю, полностью подтверждает высказывание Альберта Швейцера: «Я смотрю в будущее с тревогой, но с доброй надеждой»

Мои наилучшие пожелания Вам и Вашим воспитанникам.

С уважением,

Ернст Штулингер

Заместитель директора по научной части
.

Переклад Ірини Бригиневич

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Якось дивно згорнулись потужні програми дослідження Місяця, закрили програми з багаторазовими космольотами Шатлами і Буранами. Все сконцентрувалось на зв'язку, інтернеті, телебаченні і їх обслуговуванні супутниками. Ще в 80-90 роках космічні кораблі літали в космос безупину.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Якось дивно згорнулись потужні програми дослідження Місяця,

Все , що треба вже побачили . Далі це просто викинути гроші на вітер . Походили там , поставили прапор і досить .

закрили програми з багаторазовими космольотами Шатлами і Буранами. .

Вони не вигідні економічно . А нового зараз ще не довели до пуття

Все сконцентрувалось на зв'язку, інтернеті, телебаченні і їх обслуговуванні супутниками.

Це дає прибуток від 5 до 30 раз , дивлячись на чому

Ще в 80-90 роках космічні кораблі літали в космос безупину

1. Побудована МКС і американцям не треба постійно посилати шатли на тиждень , послав експедицію і все , живи , працюй .

2.У росіян мало грошей

3. Електроніка стала в рази надійнішою , тому супутник служить на 1-2 роки , як колись , а 10 років в більше , залежно від призначення .

Все впирається в вигоду --- фінансову , політичну чи ще якусь

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Це типу :"Ми переселимо усіх голодаючих на Марс! Нехай голодують там!"

А на Землі голодуючих не залишиться.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Як на мене то треба мислити глобальніше, колись Землі настане кірдик і це факт але до цього часу можливо, завдяки починанням теперішньої астронавтики, ми зможемо вдосконалитися настільки технічно, що зможемо знайти у всесвіті схожу планету на нашу і туди пересилитися. Без цього людство вимре 100%. Сонце пів віку відсвітило...

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Може не щоб просто переселитися на іншу планету, а розселятися по інших планетах?

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

колись Землі настане кірдик і це факт але до цього часу можливо, завдяки починанням теперішньої астронавтики, ми зможемо вдосконалитися настільки технічно, що зможемо знайти у всесвіті схожу планету на нашу і туди пересилитися.

не переживай, до того часу людство згноїть себе саме :_07:

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Як на мене то треба мислити глобальніше, колись Землі настане кірдик і це факт але до цього часу можливо, завдяки починанням теперішньої астронавтики, ми зможемо вдосконалитися настільки технічно, що зможемо знайти у всесвіті схожу планету на нашу і туди пересилитися. Без цього людство вимре 100%. Сонце пів віку відсвітило...

поки це станеться людство, на мою думку, краще більше приділило увагу на розвиток самих себе і покращення життя для всіх, а так - пуста трата грошей і зусиль - нічого серйозного вони там не дослідили, в плані такого, щоб зрушили революційно технології переміщень у просторі.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Як на мене то треба мислити глобальніше, колись Землі настане кірдик і це факт але до цього часу можливо, завдяки починанням теперішньої астронавтики, ми зможемо вдосконалитися настільки технічно, що зможемо знайти у всесвіті схожу планету на нашу і туди пересилитися. Без цього людство вимре 100%. Сонце пів віку відсвітило...

Ще пару мільярдів років можеш не перейматись щодо сонця :)

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Як на мене то треба мислити глобальніше, колись Землі настане кірдик і це факт але до цього часу можливо, завдяки починанням теперішньої астронавтики, ми зможемо вдосконалитися настільки технічно, що зможемо знайти у всесвіті схожу планету на нашу і туди пересилитися. Без цього людство вимре 100%. Сонце пів віку відсвітило...

Якось я вивчав історію середніх віків,зокрема історію Франції. Я взнав для чого королі будували багато палаців.

Жили наприклад в Версалі,туалетів не було,культури також(все,що показано в фільмі "Дартан'ян і три мушкетери"-фантастика) от і гадили вони за шторами,за кріслами,під ліжками у вазони і вази,по великому і по маленькому.І коли вже дихать не було чим,а пройти в опочивальню не вступивши в чиєсь г-мно,ставало неможливим, вся королівська команда знімалась і їхала в Фонтебло.

Загадивши Фонтебло їхали в Сен-Жермен.Загадивши Сен-Жермен,їхали в Лувр і т.д.

Про що це я?Ах,да.Мислили королі Франції глобально- нашо жити культурно,якщо можна переїзжати з палацу в палац і гадити,гадити,гадити.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Якось я вивчав історію середніх віків,зокрема історію Франції. Я взнав для чого королі будували багато палаців.

Жили наприклад в Версалі,туалетів не було,культури також(все,що показано в фільмі "Дартан'ян і три мушкетери"-фантастика) от і гадили вони за шторами,за кріслами,під ліжками у вазони і вази,по великому і по маленькому.І коли вже дихать не було чим,а пройти в опочивальню не вступивши в чиєсь г-мно,ставало неможливим, вся королівська команда знімалась і їхала в Фонтебло.

де таке можна почитати?)

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

де таке можна почитати?)

Франция

Романтический Париж времен трех мушкетеров представлял собой зловонную выгребную яму.

Д. Мережковский "Юлиан Отступник"

Франция

Романтический Париж времен трех мушкетеров представлял собой зловонную выгребную яму.

Д. Мережковский "Юлиан Отступник"

«Тот, кто освободил бы город от страшной грязи, стал бы самым почитаемым благодетелем для всех его обитателей, и они воздвигли бы в его честь храм, и они молились бы на него» - писал французский историк Эмиль Мань в книге «Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII». Но таких «освободителей» никак не находилось. С тех пор, как король Франции Филипп-Август в XII веке упал в обморок от невыносимой вони, поднявшейся от проезжавшей мимо дворца телеги, взрыхлившей наслоения уличных нечистот, с антисанитарией в Париже ничего не менялось вплоть до середины XIX века.

За отсутствием запрещенных христианством бань цивилизованный и просвещенный Париж плескался в городских фонтанах средь бела дня. Остальные граждане не мылись вовсе.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Даже типа описанных выше башенок с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

Конечно, приседать на широкий подоконник для дефекации не очень то удобно. Человек перевешивался, особенно, если еще, был пьян. Наверняка и падали пачками. Позднее стали строить продленное окно до пола, а проем с улицы закрывали решеткой.

(Вот откуда появились, так называемые, «французские балконы»?)

st210_01.jpg

То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

комментарий : «Та парижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью - чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох, но проблема диареи явна более глобальна. Представь - на балу вдруг прихватило, а юбка - узкая. Проблема. Или юбку испачкаешь, или задирать придется, да и не успеть можно. А с широкой юбкой - отбежала к стене, присела в реверансе на минутку, да и дальше пляшешь.

Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью - венгерский историк Иштван Рат-Вег в «Комедии книги» приводит виды молитв из молитвенника под названием: «Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям», в число которых входит «Молитва при отправлении естественных потребностей».

комментарий : Ну, видимо, «Господи, избавь меня от дристания! Я не успеваю менять панталоны!». Хотя, они их, наверное и не меняли... Сам Рат-Вег, кстати, текста молитвы не приводит, но для интересующихся дает ссылку:

(1843, без обозначения места издания.

См.: Wander К. F. W. Deutsches Sprichworter- Lexicon. Leipzig, 1867, I. 1382)

В СРЕДНЕВЕКОВОМ ПАРИЖЕ ОТХОДЫ ВЫЛИВАЛИ В ОКНО

Средние века не принесли нововведений в части туалетостроения. Крестьяне по-прежнему ходили в уличные туалеты, а в обнесенных стенами городах и крепостях появились сортиры, встроенные в стены. Результаты человеческих усилий стекали за стены города. Представьте себе запах, окружающий средневековые города!

Невзирая на новинки инженерной мысли в виде покатых желобов, города продолжали плохо пахнуть. Особенно в этом преуспел Париж. Изданный в 1270 году закон гласил, что «парижане не имеют права выливать помои и нечистоты из верхних окон домов, дабы не облить оным проходящих внизу людей». Не подчиняющимся следовало платить штраф. Однако этот закон вряд ли исполнялся – хотя бы потому, что через сто лет в Париже был принят новый закон, разрешающий-таки выливать помои из окон, прежде трижды прокричав: «Осторожно! Выливаю!» Тех, кто оказывался внизу, спасали только парики.

(Вот для чего, в европе появились первые парики).

Однако не только простые парижане лили друг другу на головы свои отходы, этим же занималась и французская знать. В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить – чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством». Добраться до тронного зала было само по себе очень «запашистым» путешествием.

«В Лувре и вокруг него, – писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, – внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми – практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же – продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.

БУДУЩЕЕ БЕЗ ЗАПАХА

Леонардо да Винчи был настолько напуган парижским зловонием, что спроектировал для короля Франсуа Первого туалет со смывом. В плане великого Леонардо были и подводящие воду трубы, и канализационные трубы, и вентиляционные шахты, однако... Как и в случае с вертолетом и подводной лодкой, Леонардо поторопился и с созданием туалета – всего-то на каких-нибудь пару сотен лет. Туалеты построены не были.

wc_chair.jpg

В те же времена среди знати был популярен некий вид «портативного унитаза» – банкетки с дыркой сверху и вынимающимся изнутри резервуаром. Мебельщики изощрялись, вуалируя стульчаки под стулья, банкетки, письменные столы и даже книжные полки! Все сооружение обычно богато украшалось деревянной резьбой, тканевой драпировкой, позолотой.

В те времена помпезность туалетных процедур могла означать действительно реальную власть. Король Франсуа (правил с 1515 по 1547 год) был первым, кто придумал «королевские приемы на горшке». Королева-мать Екатерина Медичи также устраивала у себя подобные приемы, а когда ее муж умер, сменила бархат на стульчаке на черный. Следуя моде, вся французская знать также ввела в свой обиход «тронные приемы». Но наконец впереди забрезжило будущее без запаха. В 1775 году некий британец по имени Александр Каммингс догадался-таки согнуть отводную трубку унитаза в виде буквы «V», чтобы небольшое количество воды не выпускало запах испражнений. Каммингс – тот самый человек, перед которым за изобретение современного туалета со смывом человечество должно склонить голову.

(История туалета Консьержъ 2 февраля 2004 года)

Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось дерьмо. В дождливые дни потоки дерьма неслись по улицам, бурля под десятками никогда не пустовавших виселиц - мрачного украшения города - от Гревской площади до Круа дю Тируар, от моста Сен-Мишель до Нового моста.

Иногда Париж пытались от говна чистить. Первый такой «коммунистический субботник» в Париже был произведен в 1662 г., и это событие так поразило современников, что по его поводу была выбита медаль.

«Руанский сифилис и парижская грязь исчезают только вместе с теми, кого они коснутся», — говорит старинная пословица. Необходимость вдыхать удушающий запах этой грязи вынудила монсеньора Альфонса дю Плесси де Ришелье, кардинала-архиепископа Лионского, примаса Галлии, который, не дрогнув, лечил больных чумой в своей провинции, отказаться от поездок в Париж даже тогда, когда его призывали туда важные дела, связанные с религией».

(Эмиль Мань Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII)

Только в XIX веке во Франции произошел сдвиг в деле «сортиростроения» - появляются кабинки с короткими дверями, откуда всегда торчали чьи-то ноги. Стояли они не где-нибудь в тенечке, а на тротуарах главных улиц. Но в Латинском квартале Парижа еще в конце XIX века нечистоты просто пускали течь по улицам - там до сих пор в середине каждой улицы есть такая характерная ложбинка. Тогда дамам самое главное было - чтобы туда не попал подол платья...

Также, несмотря на столь полно данное описание Парижа, у некоторых возникли сомнения в адекватности описания. Например теми, кто все же в какой-то степени усомнился в описанной глобальной парижской грязи, было замечено, что я ничего не написал об уборках улиц: «ведь не может такого быть, чтобы в Париже совсем не было дворников!»

Да были, конечно. И даже глобальные чистки города устраивались, и медали по этим поводам чеканились. Оба раза:-) Хотя Вебер утверждает, что профессия мусорщика появилась только в XVIII веке, уборки проводились и до того. Вот что по поводу стандартных уборок улиц пишет французский историк Эмиль Мань:

«Перед зданиями появляются лакеи и горничные. Вооружившись метлами, они сбрасывают в канавы-ручьи (протекающие где с двух сторон, где только посередине улицы) скопившиеся на тротуарах-берегах отбросы и объедки, облив их перед тем несколькими ведрами воды. Вдали звонит колокольчик. А вот и мусорщики с их тачками. В качестве кортежа при них выступают "подбиральщки" - черные, как дьяволы: при помощи лопат и метел они "снимают пенки", то есть собирают с поверхности накопившейся грязи все, что могут. После их ухода обнажается нижний, неискоренимый слой. И зловоние усиливается, потому что грязь разворошили. Тем не менее туалет улиц считается законченным».

(Эмиль Мань Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII)

Так что бороться с грязью - что с дворниками, что без - было бесполезно. А куда же вывозили дворники то дерьмо, которое им все же худо-бедно удалось собрать? На это нам ответит Юджин Вебер: «С 1781 года Монфокон, расположенный на северо-востоке Парижа был единственной городской свалкой. Прежде там стояли виселицы, и трупы преступников разлагались вместе с дохлым зверьем среди вздымавшихся все выше гор мусора. С навозной вонью мешалась вонь гниющих туш, которые привозили со скотобоен». Просуществовала она долго:

«К 1840 году здесь образовался громадный пятиметровый пласт из жирных белых червей, питавшихся неиссякающими потоками крови. Червей продавали рыбакам, а процесс естественного гниения превратил Монфокон в огромный смердящий пруд. Большая часть этого месива просачивалась в землю, оттуда - в колодцы северной части Парижа, ветер же разносил зловоние по всему городу».

(Eugene Veber, “From Ordure to Order” The New Republic, July 1, 1991)

Вот описание парижанки Frederique Krupa, автора исследований по очистке города:

«Начиная с древних времен, основное правило для относительно парижского мусора было одно - «tout-a-la-rue» (все на улицу), включая домашние отбросы, мочу, фекалии и даже выкидыши. То, что покрупнее, часто бросались на «ничейную землю» за городские стены или в Сену. ... Съедобное дерьмо потреблялось свиньями и дикими собаками, а остальное - микроорганизмами. Запах гниения был ужасен, но не только из него складывались парижские ароматы».

(Paris: Urban Sanitation before the 20th century by Frederique Krupa http://www.transluce...e/parisproject/)

Все это «средневековье» закончилось не так давно. Очередной указ о запрете выливания помоев из окон вышел в 1780 году, но судебные архивы еще 1840-х годов содержат немало дел о привлечении к ответственности домовладельцев и слуг за опорожнение ночных горшков из окон верхних этажей. В тянувшиеся вдоль улиц сточные канавы кроме испражнений и мусора также выбрасывали и трупы недоношенных младенцев. Еще в конце XIX века префекты издавали циркуляр за циркуляром, предписывавшие обязательное захоронение мертвого плода.

Трупы взрослых либо сбрасывали в ямы на Кладбище Невинных, либо хоронили в церквях. Последний вид похорон в Бургундии вызвал протесты Жаре (XVIIIв.), врача из Дижона, который в ярких красках описывал весь ужас такого обычая погребения мертвых, указывая на огромные опасности для населения, т.к. земля и воздух отравлялись трупами погребенных. Но мнение врача никого не интересовало - люди настолько привыкли к дурному запаху, что просто не чувствовали его.

Такая окружающая среда явилась источником вдохновения не только для уже упомянутого выше Зюскинда, но и для знаменитого писателя позапрошлого века Гюстава Флобера (которому принадлежит знаменитое выражение «башня из слоновой кости», ставшее своеобразным символом уединенной жизни художника). «Забастовка золотарей вдохновила Флобера на создание оды в характерном для той эпохи натуралистическом стиле. Начиналась ода с «Хора какающих», а заканчивалась извержением выгребных ям - Париж оказывался погребенным под слоем нечистот, «как Геркуланум под лавой».

(Юджин Вебер. От грязи — к порядку http://www.znanie-si...issue_1569.html)**

Англия

Лондон не сильно отличался от Парижа. У англичан в «приличных» домах содержимое ночных горшков выливалось в камины. Не возбранялось и попросту мочиться в пылающий огонь. Пованивало, конечно, но зато в огне погибали зловредные бациллы. В начале XIV века в королевском дворе Лондона была устроена, рядом с банкетным залом, «частная комната», ее можно увидеть и сегодня. В этой комнате стоял стульчак, содержимое которого по покатому желобу скатывалось в расположенный под стеной замка ров с водой. Рвы, как известно, служили замкам защитой. Вскоре эти рвы превратились в источники бедствия.

Простые же люди, не владеющие каминами и «частными комнатами», также, как и по всей Европе, выливали продукты своей жизнедеятельности из окон. Разница была только в том, что власти, не полагаясь на сознательность граждан, не выпускали, как в Париже, заведомо неисполняемые указы, запрещающие выливать дерьмо на головы соседям, а учредили специальных городских сторожей. Одной из главных забот этих сторожей было предупреждение ночных прохожих об опасности. Сторож был обязан следить за окнами второго этажа, и если оттуда показывалась рука с горшком, то страж порядка кричал, предупреждая прохожего. Введена эта должность была первоначально указом английского короля, так как по по тогдашним устоям морали не было ничего более обидного, чем попасть под выплеск ночной вазы или помоев. А для горожан это был неплохой спорт, так как не было более веселого занятия, чем окатить говном вельможу познатнее. При этом вломиться тут же, по горячим следам, в дом обидчика было нельзя. Правда вламывались, и закалывали кинжалами - но тогда и сами подвергались судебному преследованию. В общем в городе оказалось проще ввести ночного смотрителя, чем изменить мораль и построить закрытую канализацию. На стороне такой морали стояла инквизиция, так как все происходившее ночью считалось кознями Дьявола. И признаться что тебя облили - позор, так еще и горожанин всегда мог сказать что это не он плеснул на графа, а нечистый.

Говно текло по улицам и переулкам, а воду брали в основном из колодцев - естественно, для питья и приготовления пищи. Заметьте - в итоге это была одна и та же вода. Грязная вода просачивалась в подземные водоносные горизонты, отравляя колодцы. Поэтому так и получалось, что вода оказывалась средой переноса всякой дряни. Когда эпидемии чумы и холеры унесли больше жизней, чем многочисленные войны, постепенно пришло осознание того, что чистое белье и тщательное мытье тела - лучшие предохранительные средства от повальных болезней. Английский парламент даже издал в XVII в. специальный билль о постройке бань, прачечных и об удешевлении стоимости воды. И опять скажем спасибо инквизиции - человек не мог уединится для принятия водных процедур под страхом обвинения в колдовстве, а такие обвинения чреваты были костром. А бани (ею же, церковью) были признаны безнравственными. Поэтому, несмотря на билль о банях, еще в конце XVIII века по Лондону ходила реплика одной знатной дамы, которой во время ужина сделали замечание по поводу ее грязных рук, на что она возмущенно парировала: «И это вы называете грязью? Видели бы вы мои ноги!» Только к середине XIX века уход за телом постепенно становился правилом приличия.

nochnoy_gorshok.jpg

Тогда же появляются зачатки канализации и унитазы (как тот, голландский фаянсовый, XIX века, в «квартире» Шерлока Холмса на Бейкер Стрит). Бывало, случались казусы - иногда унитазы делали такими красивыми, что гости с непривычки принимали их за супницы, как и расписные ночные горшки раньше. До того же времени, например в английских пабах высокого класса (для эсквайров и джентльменов), стулья всегда были с дырой по центру и горшком внутри. Вплоть до середины XIX века окна английского парламента практически никогда не открывались, потому что они выходили на Темзу, куда стекали все городские нечистоты. А даже просто постоять возле Темзы, игравшей таким образом роль главного коллектора городской канализации, было испытанием не для слабонервных.

В домах от вони было, конечно, также не спрятаться, как окна не завешивай. Эразм Роттердамский еще в начале ХVI в. писал об Англии: «Все полы здесь из глины и покрыты болотным камышом, причем эту подстилку так редко обновляют, что нижний слой нередко лежит не менее 20 лет. Он пропитан слюной, экскрементами, мочой людей и собак, пролитым пивом, смешан с объедками рыбы и другой дрянью. Когда меняется погода, от полов поднимается такой запах, какой, никак не может быть полезен для здоровья».

Германия

С канализацией дела обстояли так же, как и повсюду в Европе. В богатых домах Германии рыли ямы для нечистот под домами. «История сохранила печальный случай, имевший место в 1183 году в Эрфуртском замке, где рыцари утонули в нечистотах. Под императором Фридрихом и его рыцарями провалился пол большого зала, и все попадали с 12-метровой высоты в выгребную яму и многие потонули, сами понимаете в чем» (А. И. Липков). За последующие триста лет ничего, естественно, не изменилось, и император Фридрих III чуть было не повторил судьбу своего незадачливого предка: «Еще в конце XV века жители города Рейтлинга уговаривали императора Фридриха III (1440 – 1493) не приезжать к ним, однако он не послушался совета и едва не погиб в грязи вместе с лошадью…». (А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978. – С. 53.) Это была общая проблема городов, куда новые жители из окружающих деревень переселялись вместе с домашним скотом и птицей – гуси, утки, свиньи бродили по улицам и площадям, загрязняя их экскрементами. По деревенской привычке мусор и экскременты из домов выбрасывали на улицу. Смрад стоял в воздухе, говно и грязь мутными потоками неслись по улицам, и проехать на телеге, не застрянув в дерьме, подобно Фридриху, было ох как не просто даже местному крестьянину. «На перекрестках обычно набрасывали большие камни или бревна на ширину шага - чтобы можно было перескочить через улицу как через широкий ручей. Но часто и этого оказывалось недостаточно...» (К.А. Иванов. Средневековый город и его обитатели. – СПб., 1915. – С. 12.)

hoduli.jpg

Данную статью читает,

комментируя, "Канал:

mumu1111" (ВИДЕО)

Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно. Германская мода на ходули, с помощью которых только и можно было перемещаться по засранным улицам, распространилась так широко, что во Франции и в Бельгии в средние века даже проводились состязания на ходулях между двумя лагерями, на которые разделялись жители. История Фридриха, чуть не утонувшего в нечистотах вместе с увязшей в них лошадью, не могла бы случиться в Нюрнберге – самом крупном и «благоустроенном» городе Германии того времени, где магистрат в ХIV веке в целях «очищения воздуха» решил запретить горожанам держать свиней на улицах. Как думаете, где их после этого указа в таком случае держали?

В германских замках иногда все же делали сортиры даже со сливом. Например в замке Бург Эльц в средние века туалет находился в круглой боковой башне. Наверху во время дождей собиралась вода, потом открывалась заслонка, и все смывалось. Но вот в засушливый год...

Вонь от городских речек стояла невыносимая, находиться рядом было невозможно, и названия таких речек от французских не отличались. Во Франции - «Дерьмовка», в Германии - «Вонючка».

Только в 1889 году было организовано «Немецкое общество народных бань» с девизом: «Каждому немцу баня - каждую неделю». Энтузиастов чистоты не особенно поддерживали, и к началу Первой мировой войны на всю Германию было только 224 бани, зато в центре Берлина еще существовали общественные выгоны для скота.

Испания

Можно долго не писать - достаточно заглянуть на туристический сайт:

«Испания: Мадрид. Город имеет свою темную сторону, если пройтись по старым кварталам можно представить себе каким он был в средневековье, тяжелый запах до сих пор на его извилистых улицах, наверно не даром его когда то называли самой мрачной и грязной европейской столицей»

(http://www.travel-cl...a/doc/7703.html).

То есть в Мадриде было еще «веселей», чем в Лондоне и Париже. Как говорится, комментарии излишни.

Мадрид был маленьким городишком, где, как и по всей Европе, ночные горшки привычно выливались прямо на улицу. Но хотя Мадрид по части выливания помоев, которые текли по мостовой, вызывая зловоние и заразу, ничем не отличался от Лондона и Парижа, все же интересно отметить разницу в регулировании этого обычая. Если в Париже выпускали указы о предупреждении зазевавшихся прохожих, в Лондоне ставили сторожей, то в Мадриде издавна были отведен специальный час, когда королевским указом появляться на улицах было запрещено, поскольку в данный час на городские улицы выливали помои.

Позже у испанцев с выливанием нечистот возникли известные проблемы - в XVI веке на окна в Мадриде стали ставить решетки. Избавляться от дерьма при решетке на окне не слишком удобно, если живешь не на первом этаже. Ведь спускаться часто, чтобы выплеснуть горшок через дверь всем было, понятно, лень. Неужели власти озаботились чистотой и таким образом боролись с выливальщиками? Нет, конечно - выливать то, кроме как на улицу, все равно было некуда. Горшки просто стали выносить немного реже, улицы от этого чище не стали, а в домах аромата еще прибавилось. В чем же был смысл? Этот загадочный вопрос о решетках даже часто входит в викторины «Что? Где? Когда?». Вот в таком виде:

Вопрос: При Филиппе II на окна в Мадриде стали ставить решетки. Этот обычай пришел от арабов – таким способом они отучали испанцев... Что делать?

Правильный ответ: Входить в дом через окно – так было принято в Европе, и окна первого этажа были низкими.

(http://db.chgk.info/...tour=ukbr01sh.2)

Почему именно арабы стали прививать испанцам «приличные манеры», и почему именно испанцам, коль вообще «входить через окно было принято в Европе» - об этом «знатоков» никто не спрашивает. Самим же знатокам обычно сперва приходит в голову другой ответ: «лазать к женщинам»

(http://www.glaschat....www-16-stat.htm).

Ну да, Испания, серенады... Впрочем, если ты замечаешь, что на тебя сейчас выльют помои те соседи этажом выше, которые почему-то от твоих полуночных серенад никак не в восторге, то, чтобы избежать такой неприятности на узкой улице, действительно лучше прервать песнопения и заскочить в окошко побыстрее. Заодно и повод для оправдания перед Дамой за невежливый визит. Не даст же Дама так опозориться незадачливому Кавалеру.

Но мы все же можем предположить, что «знатоки», как обычно, ошибаются и мифические арабы здесь не при чем, поскольку трудности с выливанием нечистот испанцам были созданы указом короля Филиппа II (исп. Felipe II, 1527—1598). А этот монарх, как известно, любил две вещи - свою библиотеку и решетки. Королевская библиотека, или как называл ее тогдашний папа Римский - «собрание запрещенных наук», была предметом особой гордости монарха. Король Филипп, как и его предшественники, ревностно искореняли всяческую ересь (в переводе с церковного - грабил подданных). Но, конфискуя имущество еретиков, книги не сжигал, а собирал у себя во дворце, где один из монахов заведовал библиотекой. Одних только арабских и еврейских рукописей (собранных после массовых казней морисков, мавров, марранов) насчитывалось более пяти тысяч томов (там, кстати, и была обнаружена книга сирийского эмира Усамы, процитированная выше). Ну а на решетках король был просто помешан.

Кумиром короля был св. Лаврентий*(см. прим) - раннехристианский мученик, по христианской легенде сожженный римлянами на решетке-жаровне. Жестокий фанатик, царствование которого было золотым веком для инквизиции, Филипп II решил построить монастырь, который одновременно служил бы и королевским дворцом (король хотел жить в окружении монахов, а не придворных). Так возник Эскориал - огромное сооружение, построенное и разделенное в виде гигантской решетки. Как пишут историки, «в строгой геометрии плана отчетливо заметно «решетчатое» начало – дань уважения страданиям св. Лаврентия на раскаленной решетке и одновременно репрезентация «идеальной» структуры государства Филиппа II, защитника веры и союзника Церкви».

Монастырь-дворец Эскориал был построен так, чтобы набожный католический король, один из самых жутких мучителей в истории человечества, имел возможность видеть главный алтарь церкви прямо со своего ложа. Королевские покои, примыкающие к восточному приделу церкви, как бы «выпирают» из основной части ансамбля, размер у них меньше, чем у основного прямоугольника, поэтому их называют «рукоятью» решетки Святого Лаврентия. Увековечив таким образом память «гриль-мученика», фанатично религиозный король решил, что этого недостаточно для памяти Святого, и дополнительно повелел закрыть решетками окна всего Мадрида.

«Обрешетить» весь Мадрид король не успел, умерев в своем инвалидном кресле, а его наследники решетками не прониклись и даже отказались жить в королевских покоях Филиппа, не горя желанием всегда и непременно видеть перед собою главный алтарь и вечно помнить о поджаренном св. Лаврентии. Решетки в Мадриде ставить перестали (и куда только тотчас же подевались пресловутые культурные арабы?), а облегченно вздохнувшие горожане продолжили привычно выливать на улицу нечистоты.

Выливание помоев стало для горожан делом таким традиционным, что попытка весьма уважаемого в Испании короля Карла III (в XVIII веке!) запретить это любимое народное развлечение привела даже к волнениям и демонстрациям:

Как часто бывает, законодательные нововведения и попытки изменить устоявшиеся обычаи (в том числе привычку выливать помои на улицу) вызвали волну недовольства, кульминацией которой стала серия демонстраций протеста в Мадриде и ряде других провинций.

(Проект Эспаньола http://office.spain....kp.php?did=3329)

Мыться после стольких лет христианских запретов Европа также научилась совсем недавно. Писатель Владимир Набоков вспоминает в своем мемуарном романе «Другие берега», что его спасением во время путешествий по Англии, Германии и Франции в 20-30-е годы XX века была резиновая походная ванна, которую он повсюду возил с собой. Ванные комнаты в Западной Европе - это в значительной мере достижение уже послевоенного времени.

Сравним европейские города с городами Древней Руси

Применение каналов для отвода сточных и атмосферных вод было известно в Древней Руси: в Новгороде (XI век), в Московском Кремле (XIV век). С середины XVIII века нашли значительное применение каналы для отвода загрязненных вод в Петербурге и Москве. В первой половине XIX века в Москве были построены такие крупные сооружения, как Самотечный и Неглинный каналы, и устроены смывные уборные. В это же время велось строительство канализации в городах Старая Русса, Феодосия и др. С середины XIX века начинается усиленное строительство сети канализации в городах России: Одессе (1874), Тифлисе (1874), Царском Селе (1880), Гатчине (1882), Ялте (1886), Ростове-на-Дону (1892), Киеве (1892), Москве (1898). Для очистки сточных вод в Москве, Киеве и Одессе были построены поля орошения.

Сравним так же европейские города с китайскими, учитывая, кстати, что до середины XVIII века 73% промышленного производства приходилась на Китай и Индию (практически нерелигиозные страны в европейском понимании религии):

В китайских же городах, напротив, улицы были широкие и чистые, т.к. они были вымощены камнем и обеспечены каналами для сточных вод. Покойников выносили загород и сжигали. Падшие женщины, которых, по словам Поло, было не мало не смели жить в городе. Канбалык - торговый город, куда свозили со всех районов всякого рода товар. За этот товар китайцы получали деньги, о которых писал еще Рубрук. До Европы доходили слухи, что В Китае деньги, номинальная стоимость которых была намного выше реальной, изготовлялись из бумаги. Бумагу для денег изготовляли из коры тутового дерева, после чего на каждой купюре ставили печать императора, таким образом великий хан полностью контролировал выпуск средств платежа. ... Путешествуя по Китаю, венецианец был явно поражен насколько отлажено в Китае почтовое сообщение: от столицы во все стороны были проложены дороги, на которых было указано куда она ведет, и через каждые два шага по приказу великого хана были посажены деревья, чтобы гонец не заблудился. Через каждые сорок километров гонец проезжал станцию, где мог отдохнуть и поменять лошадей. Между станциями обязательно должен быть расположен небольшой поселок, где жили пешие гонцы. Таким образом, хан мог получить информацию с окраин империи в считанные дни.

За семнадцать лет службы у великого хана Венецианец объездил почти весь Китай, открывая для себя все больше нового. Например, проезжая вдоль реки Каракорон /Хуанхэ/, Марко был поражен сделанными из серого мрамора мостами: "-в длину триста шагов, а в ширину восемь; по нему рядом проедут десять верховых; стоит он на двадцати четырех сводах и на стольких же водяных мельницах-"1. О таких мостах в то время в Европе даже не мечтали.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

У Франції (у середньовіччя) були прекрасно розвинуті системи каналізації, автор явно шукає негатив). Ще в Древньому Римі були громадські вбиральні та глиняні труби, які вели від них. Вже в ті часи чудово розуміли, що таке гігієна - напр., в Древньому Єгипті рекомендувалось ополіскуватись тричі на день.

Гюго "Отверженные"- якщо не помиляюсь, саме там описана стара каналізація.

П.С. Сорі, доки писав, з'явилась вирізка із Мережковського. Почитаєм)

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Якось я вивчав історію середніх віків,зокрема історію Франції. Я взнав для чого королі будували багато палаців.

Жили наприклад в Версалі,туалетів не було,культури також(все,що показано в фільмі "Дартан'ян і три мушкетери"-фантастика) от і гадили вони за шторами,за кріслами,під ліжками у вазони і вази,по великому і по маленькому.І коли вже дихать не було чим,а пройти в опочивальню не вступивши в чиєсь г-мно,ставало неможливим, вся королівська команда знімалась і їхала в Фонтебло.

Загадивши Фонтебло їхали в Сен-Жермен.Загадивши Сен-Жермен,їхали в Лувр і т.д.

Про що це я?Ах,да.Мислили королі Франції глобально- нашо жити культурно,якщо можна переїзжати з палацу в палац і гадити,гадити,гадити.

Так и случиться с другими планетами если на их колонизацию отправлять представителей французкой короны 12-19 века.Но к сожалению, у нас королевские особи с такой выдержкой закончились, так что придется справляться своими силами.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

В 1950 г. Рэй Бредбери написал сборник рассказов "Марсианские хроники", действия которого разворачивались в начале третьего тысячелетия – по версии фантаста, люди бы уже успели построить города на Красной планете. Когда недавно журналисты попросили Рэя Бредбери ответить на вопрос, почему его предсказание не сбылось, он сказал: "Потому что люди - идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру... Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением - пить пиво и смотреть сериалы".

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Они сделали кучу глупостей: придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру... Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением - пить пиво и смотреть сериалы".

Дописать сюда религию, моду, капитализм и кучу других ненужных "радостей", на которые человечество тратит впустую бесценные ресурсы, вместо того чтобы направить их в нужное русло.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Заархівовано

Ця тема знаходиться в архіві та закрита для подальших відповідей.



×
×
  • Створити...