Перейти до змісту

История из жизни двух людей


difoto

Рекомендовані повідомлення

Итак, история жизни нескольких самых обычных людей. Один из них – Зиновий Симхович Левинсон–Штраубе, дед моей жены. Он родился, в семье австрийского еврея и украинки–католички, в прекрасном городе Станиславове. Отец его, в 1903, окончив университет, приехал в Станиславов(по делам конторы). Ехал будто бы в командировку, и думал, что всего–то на год и чуть того больше. Однако, здесь он встретил свою любовь Марьяну и женившись, поселился в Станиславове.

В конце второго десятилетия прошлого века, он уже был почтенным горожанином, отцом большого семейства, и примером удачливого предпринимателя. Казалось, всё идёт хорошо, но вдруг мир вокруг будто сошел с ума: революции, война, распад Австро–Венгерской империи, возведение Станиславова в статус столицы с весьма сомнительными перспективами. В таких условиях, благоразумному человеку, казалось бы, следует проявить мудрость, и начать «стремительно» перебираться в места потише.

Но, как это часто бывает, тяжелое и хлопотное решение откладывается «до поры», в надежде, что все вскоре образумится. А потом, вдруг становится «поздно»: под городом бои, кто теперь власть — неизвестно, а все планы, предприятия, друзья–соседи, дом с утварью и семь слоников в горке в миг, превращаются в грустные воспоминания из эпохи доисторического материализма.

С большим опозданием они все же решаются оставить родные места и в конце 1920 года, семья Левинсонов–Штраубе отправляется в долгий путь по территории современной западной Украины, в поисках нового дома. В скитаниях тяжело заболевает мать(чахотка), рождается Зиновий(дед моей жены) и умирает маленький Ригге. Продано все, что имело какую–то ценность.

В сентябре 1921 года, измотанные и окончательно обнищавшие в дороге, они приходят в Лемберг. Здесь много таких как они и устроиться не просто, но друзья и местная община помогает им обосноваться.

В 1926, семья покупает новый дом. Мать ездит на минеральные воды, отец начинает преподавать.

Жизнь налаживается, а окаянные дни всем думается навсегда ушли в прошлое. У маленького Зиновия, появляется еще одна сестра — Сара. Семья живёт тихой спокойной жизнью: отец работает, детишки счастливо растут, а мать занимается их воспитанием.

В 1927, отца приглашают в городской совет. На людях он держится в стороне от политики, и от участия во всевозможных политических кружках отказывается, но домашние знают о его симпатиях социалистам.

В 1939 году, Зиновию уже 18 и он поступает в университет, на инженерное отделение. Однако, в этом году ему не суждено начать учиться, потому что 1 сентября 1939 года немецкие войска входят в Польшу. 12 сентября, немцы уже стоят под городом.

22 сентября, немцы подписывают договор о передаче города Советскому Союза.

Начинаются репрессии. Доблестные чекисты, арестовывают отца, без всяких обвинений. Затем, арестовывают мать, но отпускают через 2 недели. У матери, вновь обостряется болезнь. Старший брат Зиновия Ян, обозленный за аресты родителей, начинает посещать собрания украинских националистов и других антисоветчиков. Зиновий же, перенявший отцовский романтизм в отношении социализма, оправдывает действия НКВД, необходимостью навести порядок.

В 1940, становится известно, что отец умер при пересылке, в Сибири. Похоронен там же. Ян уходит из семьи, и вступает в ОУН. Зиновий, по просьбе матери, выезжает на могилу отца.

22 июня 1941 года, в городе происходит успешное восстание членов ОУН. Марта — старшая сестра Зиновия, погибает, пытаясь пробиться к городской тюрьме, где сидит ее жених.

Войска НКВД отступают, но успевают расстрелять огромное количество заключенных. В город входят немцы, и обвиняют в этих убийствах евреев. Пропаганда и подтасовки, делает свое дело… 2 июля 1941 в городе начинается резня, в которой погибает около 10000 евреев.

Ян возвращается домой, но там никого не находит. Только записка, из которой он узнает, что Марта погибла, маленькую Сару «передали друзьям», а сестры c матерью надеются укрыться за городом… С тех пор, он никогда больше о них ничего не слышал.

Ян обвиняет во всем НКВД, и продолжает воевать в рядах ОУН.

В ноябре 1941, Зиновий вступает в ряды Красной Армии.

В 1944, Ян получает тяжелое ранение в голову и грудь, и его переправляют в тыл, где остается до окончания войны. После окончания войны, он переселяется в Данию.

В 1945, Зиновий приезжает в Лемберг, и находит на месте своего дома руины. Он считает всю свою семью погибшей.

…………………………………………………………………………………………

В 1967 году, Ян и Зиновий встречаются в Лондоне. Оба – граждане Великобритании.

Несмотря на долгую разлуку, встретившись они недолго продолжали отношения, рассорившись вскоре и так и не сумев простить друг друга. Конечно же, дело было не в том, кто на какой стороне воевал: они оба были не в восторге от СССР. Разругались они из–за своих вспыльчивых натур и тяжелых характеров: оба обвиняли друг друга в судьбе матери и сестер, и никто не видел компромисса.

Сару нашли в 1981 году. Она, бежала с друзьями отца, и они воспитали ее. Но, найденную сестру, Зиновий не любил и всегда называл ее не иначе как «местечковой дурой» и «жидовкой»(я сам, услышав впервые обомлел, но скоро узнал что вульгарные антисемитизмы весьма распространены между своими, у евреев). По слухам, блуждающим в семье, между Сарой и Зиновием произошел какой–то конфликт, сути которого никто так и не узнал, а зная характер Зиновия считалось, что возможно ничего и не было на деле.

Вот такая история, вернее ее первая часть… А теперь, пару комментариев:

— Станиславов, это – Ивано–Франковск

— Лемберг, это – Львов

— Все описанные события – подлинная история близких мне людей. Подлинная, но не вся. Я закончу сейчас же, но подумайте пока: как должны относиться, друг к другу, Зиновий — воин Красной Армии, и Ян — воин ОУН. Что они должны, и какой стране? Кто из них герой и какой страны?

И главное: кто может судить их?!

Вторая часть – наше время.

Был, еще один важный в этой истории момент. Момент знакомства моего деда и Зиновия — деда будущей моей жены. Зиновий тяжело заболел в Англии, и решил вернуться в Украину под дочкин(т.е., моей тещи) присмотр. Да, и к тому же, вскоре должна была быть наша свадьба и он конечно же хотел присутствовать. Очевидно было что его нужно будет знакомить с моими родственниками, и главное – моим Дедом.

Мой Дед — человек суровый, прямой и принципиальный; ветеран, офицер, всю жизнь отдавший советской армии, до последнего своего дня, дороживший портретом Сталина на стене. Уроженец подмосковной деревни «Яковлевская», из семьи поволжских немцев, с "типичным" отношением к евреям: пренебрежительно–осторожным. Знакомый, наверное многим портрет?

А со стороны жены — еврей–поляк, эмигрант, с родственниками "бандеровцами", и главное, с таким же жестким характером.

Т.е. оба старичка, по натуре были люди прямые, несдержанные и грубые :) Поэтому, к их встрече готовились долго обе семьи.

Я просил деда, уговаривал, объяснял. Под конец, он выматерившись, дал слово, что будет держать себя в руках и не будет устраивать «сцен». И действительно, всё прошло мирно. Холодно, но без мордобоя: в духе переговоров супердержав, времен "холодной войны". Кроме того, поддавшись на уговоры тещи, дед пообещал навещать Зиновия – «чтобы старику было не так одиноко… он ведь болен… даже на улицу не выходит».

Скоро, дед сдержал обещание, и пришел к Зиновию, захватив шахматы. А спустя еще немного, старички сдружились. Ну ни то чтобы, прямо "лепшие друзья" — нет, но вполне себе мирные дедули–шахматисты. С водочкой и посиделками…

Потом, Зиновия не стало.

Когда Зиновий умер, дед конечно же пришел на похороны. И Сара была. За столом, она вспоминала о Зиновие и Яне. Как они уходили… Какими "хорошими были мальчиками". Все посматривали на деда. Ведь, в контексте воспоминаний, она запросто говорила о вещах и событиях, непреемлемых для красноармейца, ветерана и офицера. Дед, все время молчал, а потом вышел. Бабушка вышла за ним. Думала успокоить его.

Она, только начала: "Сереженька успокойся. Похороны же…" Дед перебил ее: "Да я спокоен… Я эту дуру просто, слушать не могу "…

И он действительно был спокоен. Потом, он рассказал, что перед смертью, Зиновий попросил у него прощения. При этом, дед сознался, что ему стало стыдно до слез; он растерялся и не нашелся что сказать, кроме как глупое — «конечно прощаю!». Ему было очень неловко, потому что он не видел: "за что?", он должен прощать этого человека…

копирайт - с dirty.ru

давайте, почитаем, подумаем, а потом поговорим.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

а скільки таких історій, що не родина то історія.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Вооот.

Тому то і будуть холівари на тему ОУН-УПА проти Червоної армії. Поляки проти українців ітд. ітп. Оскільки в кожної сім"ї своя історія. І кожен впринципі правий.

І якщо ще 2 тверезо мислячі людини можуть між собою вирішити минулі проблеми, то от група з групою, а тим паче під чиїмось керівництвом нічого толкового не придумає.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Главная причина того что каждый считает своих предков правыми.Они абсолютно всегда кого не слушаю «с нимбами над головами доблестно сражались с силами зла »

Все кричат Бандеровцы ! Или НКВДИСТ ! И не кто ни хочет разобраться за что каждый из ни боролся

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Заархівовано

Ця тема знаходиться в архіві та закрита для подальших відповідей.



×
×
  • Створити...