Перейти до змісту

Концепт-кари часів СССР.


Ha3aP

Рекомендовані повідомлення

Якось, побувавши в м. Житомир і побачивши що по місту і досі бігають старенькі але у гарному вигляді автомобілі швидкої допомоги РАФ, у мене в голові пробігла думка: Я що тепер із автозаводом у м.Єлгава що в Латвії? Трішки погуглив я знайшов деяку інфу:

Пожалуй, более неудачного года, чем 1991-й, для презентации нового автомобиля во всей послевоенной истории СССР не было. Страна распадалась, ее занимали совсем иные проблемы. Но так уж получилось, что прототип «РАФ-Роксана» (заводской индекс М1) руководству фактически суверенной Латвии показывали именно в последний год жизни Союза...

post-153-1217578501.jpg

РАФ-М1 – уже ходовой, но еще неотделанный образец перед отправкой в Великобританию.

Высокое местное начальство машину хвалило, обещало подыскать инвесторов. Тем более что на РАФе уже был готов второй, не менее интересный автомобиль – «Стилс» (М2). Увы, и ему, и «Роксане» суждено было остаться лишь прототипами… А ведь конструкторы и испытатели Рижской Автобусной Фабрики рассчитывали, что их микроавтобус и в начале ХХI века будет современным.

post-153-1217578548.jpg

РАФ-М1 «Роксана». Вариант, доработанный британской фирмой IAD.

Еще в середине 1980-х, когда огромная страна жила перестроечными надеждами, на РАФе вплотную занялись модернизацией модели 2203. Потребность в этом, единственном в своем классе советском автомобиле была огромна, хотя и недостатков у 12-местной машины, максимально унифицированной с «Волгой», хватало. Долговечность подвески, рулевого управления, тормозов была очень низкой. Последние, кстати, несмотря на два гидроусилителя (по одному в каждом контуре), были к тому же малоэффективны.

post-153-1217578609.jpg

Салон «Роксаны» и сегодня не выглядит архаичным. А ведь делали его 15 лет назад, используя в основном серийные комплектующие.

Рижские конструкторы, задумавшие «подтянуть» РАФ-2203 до приемлемого уровня, нашли единомышленника в НАМИ – ярого сторонника переднего привода Владимира Андреевича Миронова. Он создал простую и надежную подвеску с направляющим аппаратом из двух вставленных одна в другую труб и амортизаторами, упирающимися верхними концами в кузов – некое упрощенное подобие «Мак-Ферсона». Подходящих для РАФа стоек в СССР не было, а специально для относительно небольшого завода микроавтобусов их никто не стал бы выпускать. Подвеску, разработанную Мироновым в НАМИ, рижские конструкторы прозвали Мак-Мирон.

post-153-1217578645.jpg

При постройке РАФ-М2 «Стилс» пришлось использовать импортную светотехнику. Подходящих фар и фонарей в СССР не было.

Миронов вместе с главным конструктором РАФа Иваном Степановичем Данилкивым задумали и коренную модернизацию тормозов. На микроавтобус установили по два «нивовских» суппорта на каждом переднем колесе и вакуумный, вместо гидровакуумных, усилитель. Спроектировали и новый травмобезопасный рулевой вал. Параллельно освежили дизайн «рафика»: появились новые решетка радиатора, стекла передних дверей, зеркала. Испытания 1986 года показали, что улучшилась не только надежность, но и управляемость машины.

post-153-1217578681.jpg

«Стилс» – последняя модель Рижской Автомобильной Фабрики.

Предстояла самая «малость»: убедить руководство завода и, главное, Минавтопрома выделить немалые средства на модернизацию. Рижане экономили как могли. Подвеску решили делать сами – в Елгаве запланировали для этого цех. Пока решение в верхах созревало, в 1989-м два модернизированных РАФ-22038-30 отправили в пробег во Владивосток. Машины (одна из них прошла перед дальним путешествием гос-испытания) вернулись в Ригу практически без нареканий. Но в серию удалось запустить лишь версию 22038-02 со старой подвеской. Как очень часто бывало в те годы – «пока»…

post-153-1217578712.jpg

Чтобы привлечь внимание к проекту, построили второй «РАФ-Стилс» – прототип «скорой помощи».

А в стране уже началось время невиданных надежд и грандиозных проектов. Что там модернизация модели почти 20-летней давности? Новый, первый в СССР выбранный коллективом (помните такое?) директор РАФа Виктор Давыдович Боссерт провозгласил: будем делать автомобиль ХХI века! Кто из конструкторов и дизайнеров не откликнулся бы на такой призыв. Боссерт инициировал всесоюзный конкурс, патронируемый «Комсомольской правдой», на дизайн микроавтобуса. Участвовали специалисты нескольких советских заводов, но победили свои, рижане. Никакой подтасовки: просто они были больше «в теме».

Первоначально планировали машину с передним приводом, но остановились все же на классической компоновке. Такой автомобиль проще было довести до конвейера, опираясь на выпускаемые в СССР комплектующие. На прототипе М1 с дизайном рижанина Владимира Васильева стоял впрысковый двигатель ЗМЗ-406 – самый современный в Союзе на то время, стойки «Мак-Ферсон» от перспективной представительской «Волги» ГАЗ-3105, пятиступенчатая коробка передач УАЗ. Рулевую рейку и усилитель для прототипа пришлось позаимствовать у «Форда». В 1990-м микроавтобус, немного похожий (но отнюдь не копия!) на «Транзит», сделал первый рейс возле НТЦ РАФ на улице Дунтес в Риге.

Доводить прототип доверили британской фирме IAD, которая уже сотрудничала с НАМИ и УАЗом в создании полуторатонного грузовика (ЗР, 2003, № 1). Англичане провели большую работу, доводя до ума кузов и интерьер «Роксаны» и многому научив рижан. Кстати, собственным именем автомобиль обзавелся как раз в это время. Но Данилкив и Миронов уже продвигали другой проект – машину с укороченным «носом» и, все-таки, передним приводом. Конец 1980-х – время максималистов!

Проект РАФ-М2 вел заместитель главного конструктора Роман Попов. Дизайн разработали в НАМИ, макет делали на ЗАЗе, с которым у РАФа были хорошие связи. Мотор на «Стилсе», собранном в 1993-м, был все тот же – ЗМЗ-406. Передняя подвеска – двухрычажная, потому что высокие стойки в бескапотном автомобиле не помещались. Задняя подвеска по конструкции напоминала «Москвич-2141». Рижане мечтали и о пневматической, но понимали, что это дело не близкого завтра. Рулевое управление на прототип вновь поставили импортное – от «Мерседес-Бенца».

Дорожные тесты провести не удалось. Испытатели, как и другие специалисты, один за другим покидали завод, жизнь на котором, как и на многих других предприятиях СССР, потихоньку замирала. Однако кузов «Стилса» проверили на прочность и вибростойкость на еще работающем рижском вагоностроительном. Автомобиль, вернее, кузов, как говорят инженеры, оказался «честным» – показал неплохие результаты.

Конструкторы все еще надеялись довести машину хотя бы до мелкосерийного производства. Ездили по заводам бывшего СССР, пытаясь найти поставщиков электрооборудования, коробок передач, стекол. Для начала планировали выпускать «Стилс» в цехе малых серий, вместе с грузовиками и спецмашинами на базе РАФ-22038.

Микроавтобус возили по выставкам. Пресса и, конечно, «За рулем» не обходили его вниманием, хвалили за передовой дизайн. Но стать хотя бы мелкосерийным автомобилю было не суждено. Делать его целиком в Латвии – абсолютная утопия, а зарубежными, после распада СССР, разработками в бывших братских республиках никто не интересовался. В России к тому же начинали производить «Газель».

Теперь это уже история. Ведь годы, прошедшие «после РАФа», все очень сильно изменили. Но, глядя на чудом сохранившиеся «Роксану» и «Стилс», невольно думаешь: а ведь создатели этих машин были правы – они и в начале ХХI века не выглядят динозаврами.

Взято тут.

P.S. Відверто кажучи ця тема мене затронула і я почав шукати інфу по інших заводах і їхніх розробках часів СССР. Якщо комусь цікава така інформація, можу поділитись...

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

В продовження теми про РАФ:

http://www.zr.ru/articles/43602

http://www.zr.ru/articles/42010

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

щось вони за дизайном на япошок як дві каплі води похожі, але РАФік рухався в правильному напрямку

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Стілс - дуже схожий на одну з моделей Хюндай.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Щось багато до Мазди "смахує" Рафік, на скільки відомо в старому РАФі передня підвіска чуть не з пластиліну зліплена.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Цікаві наробки також були й на АЗЛК.

Там тобі й автомобілі підвищеної прохідності (те, що зараз джипами обзивається :-)), і популярні зараз мінівени. Були і купешки, і кабріолети, і спорткари... В журналі "За рулем" багато чого цікавого друкувалося, цілими серіями. Дещо з того знайшов тут

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

там же знайшов про ГАЗ і ВАЗ. Раджу звернути увагу на 2116. Новинка від АвтоВАЗ-у має поступити на конвейєр у 2009-му році.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

ВАЗ-2116 проходить дорожні тести:

post-153-1217680595.jpg

post-153-1217680601.jpg

post-153-1217680606.jpg

post-153-1217680612.jpg

post-153-1217680620.jpg

post-153-1217680628.jpg

post-153-1217680650.jpg

post-153-1217680656.jpg

post-153-1217680661.jpg

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Цікаві розробки також були на ЗАЗ. Саме там починали розробляти перший радянський передньоприводний автомобіль. То вже пізніше вирішили що як так, ВАЗ - гігант, а тут на тобі, запорожці обскакали.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Цікаві розробки також були на ЗАЗ. Саме там починали розробляти перший радянський передньоприводний автомобіль. То вже пізніше вирішили що як так, ВАЗ - гігант, а тут на тобі, запорожці обскакали.

Було діло...

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

ВАЗ-2116 проходить дорожні тести:

Невже ВАЗ навчилося машини робити?

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Спочатку Силует, це так називається 2116, треба побачити в серії.. А там буде видно, поштурмуємо таку техніку ))

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

щось вони за дизайном на япошок як дві каплі води похожі, але РАФік рухався в правильному напрямку

Не факт! Можливо це вже япошки такий дизайн копіювали...

Знайшов дві фотки концепта Пріори з кузовом універсал. Обожнюю сарайчики :lopata:

post-153-1217699477.jpg

post-153-1217699481.jpg

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

ART, учится, пятый раз в пятый класс. обрати внимание на этот дешевый (вонючий) пластик и зазоры.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

ART, учится, пятый раз в пятый класс. обрати внимание на этот дешевый (вонючий) пластик и зазоры.

Так в нас така техніка, купив і мусиш сам доробляти :)....

Там шурупами підкрутив, там проводом стянув, і нормально :)

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

ВАЗ-2116 - щось дуже смахує на Авео

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Те з того здерте, та схожа на таку-то...

А хто скаже з чого здерта "Волинянка"?

До речі, коли був в Феодосії, то на очі попала цікава машинка. Вона сильно на вигляд вірізняється від тих машин, які сходили з конвеєра, але вона все ще бігає! В нас давно таких не зустрічав, а там, за 1200 км від заводу ще бігає екземплярчик ЛуАЗ-967. Пам'ятаю ще як в дитячий садок ходив, то на параді одного разу навіть за кермом довелося покататися. Радощів були повні штани :-) Там ж і руль по середині стоїть. Незвично.

post-1448-1217786884.jpg

post-1448-1217786894.jpg

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Заархівовано

Ця тема знаходиться в архіві та закрита для подальших відповідей.



×
×
  • Створити...