Перейти до змісту

ЕКА запустило первый многоразовый "ракетоплан"


Рекомендовані повідомлення

Европейское космическое агентство (ЕКА) осуществило запуск первого экспериментального беспилотного космического корабля многоразового использования IXV.

150211143853_ixv_start_624x351_afp.jpg

Ракета-носитель Vega доставил аппарат IXV на орбиту, откуда тот самостоятельно вернулся на Землю

Название корабля – это аббревиатура Intermediate eXperimental Vehicle (промежуточный экспериментальный аппарат).

Первый полет этого экспериментального аппарата был рассчитан всего на 100 минут и в целом прошел успешно, если не считать 40-минутной задержки старта, причины которой ЕКА пока не объяснило.

В 13:40 по Гринвичу с помощью ракеты-носителя Vega аппарат был выведен с космодрома Куру во Французской Гвиане на низкую орбиту с высотой около 450 км и тут же начал обратный спуск в атмосферу, чтобы мягко приводниться в Тихом океане.

Челнок отделился от ракеты-носителя на высоте около 320 км и затем с помощью собственных двигателей поднялся еще на 100 километров.

При обратном входе в атмосферу скорость аппарата, как предполагается, достигала 7,5 км в секунду. При такой огромной скорости посадочная поверхность капсулы разогревалась до 1700 градусов по Цельсию.

Хотя IXV получил в прессе неформальное название ракетоплана, никаких крыльев у него нет, только система закрылок, позволяющая корректировать положение аппарата в атмосфере. На последней стадии полета (а точнее говоря, свободного падения) включилась система парашютов, которая обеспечила мягкую посадку двухтонного аппарата.

150211093351_ixv_launch_624x351_afp.jpg

Многоразовый космический аппарат IXV был запущен с космодрома Куру во Французской Гвиане

За полетом IXV можно было следить по официальному "твиттеру" ЕКА, который сообщал о каждой стадии полета: отделении ступеней ракеты, выходе на расчетную высоту, начале спуска, выбросе парашютов и приводнении.

За эти полтора с небольшим часа полета IXV должен быть провести целый ряд научных исследований, которые сами по себе будут использоваться в разработке различных программ - от создания многоразовых ракет до организации полета на Марс.

Спасательное судно ЕКА ожидало IXV посреди Тихого океана, приблизительно в 3 тысячах километров от Галапагосских островов.

Европа довольно сильно отстала от США и России в области многоразовых космических аппаратов, и IXV должен сократить это отставание.

"Европа научилась великолепно выходить на орбиту, у нас есть отличные пусковые площадки. Мы обладаем превосходными технологиями по управлению сложными системами на орбите. Но мы несколько отстали в вопросе, как возвращаться с орбиты. Для того, чтобы замкнуть полный круг - выход на орбиту, работа на орбите и возвращение с орбиты, - нам как раз нужно поработать над третьей частью, чтобы быть на уровне других развитых космических наций", - объясняет научный сотрудник ЕКА Джорджо Тумино.

150211092929_ixv_prepare_624x351_afp.jpg

Сотрудники ЕКА наблюдают, как космический корабль укладывают в пусковую оболочку

Ученым важен не только общий успех первого полета - то есть благополучное возвращение аппарата на Землю. Не менее важны измерения, которые проводились многочисленными датчиками аппарата во время полета.

Большая часть телеметрии передавалась в центр управления полетом, за исключением короткого периода радиомолчания - момента прохождения IXV через атмосферу на большой скорости, когда возникающая вокруг поверхности аппарата плазма поглощает все выходящие из него сигналы.

150211090836_ixv_drawing_624x351_esaj.huart.jpg

После выхода на орбиту на высоте около 450 км космический аппарат сразу начал снижение и мягко опустился на поверхность Тихого океана в районе Галапагосских островов

Однако, как отмечали до старта специалисты ЕКА, самой ответственной частью было поведение аппарата в плотных слоях атмосферы - начиная с 82-ой минуты полета. Именно на этой стадии во время испытаний аппарата (его сбрасывали с высоты в 3000 метров с военного вертолета), ученые отмечали отклонения от расчетных параметров.

Еще один период радиомолчания ожидался сразу после непосредственного приводнения аппарата - так и вышло, но в тот момент с судна уже был установлен визуальный контакт с IXV.

"Приводнение подтверждено! IXV снова на Земле!" - сообщил "Твиттер" ЕКА.

На базе IXV Европейское космическое агентство планирует создать транспортный многоразовый космический корабль, уже получивший название Pride, который будет уже не просто падать, но действительно летать.

150211143612_ixv_constructoros_624x351_getty.jpg

Конструкторы IXV Джорджо Тумино (слева) и Хосе Мария Гальего позируют с уменьшенным макетом аппарата на фоне его полноразмерной копии

Pride должен будет научиться приземляться на твердую взлетно-посадочную полосу, подобно американским "Шаттлам", а точнее говоря - их автоматическому беспилотному потомку под кодовым обозначением X-37B.

Об этом проекте мало что известно, за исключением того, что этот непилотируемый многоразовый космический аппарат уже совершает успешные полеты в интересах Пентагона.

Аналогичная европейская программа, как ожидается, будет целиком гражданской.

"Страны-участники ЕКА должны еще договориться о том, что мы хотим делать с помощью такого аппарата. Но чем бы мы ни наполнили наш корабль, он всегда будет использоваться в сфере гражданской космонавтики", - уверен Джорджо Тумино.

150211091216_ixv_landing_624x351_esaj.huart.jpg

В районе Галапагосских островов приводнения космического аппарата ожидало исследовательское судно Европейского космического агентства

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

  • 3 місяця потому...

Добавлю трохи роликів

Тут про саму програму , ролик від агенства

Анімашка про програму

Підготовка до старту самого човника

Сам старт

Приводнення

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Заархівовано

Ця тема знаходиться в архіві та закрита для подальших відповідей.


Hosting Ukraine
AliExpress WW


×
×
  • Створити...