Перейти до змісту

Русская «копейка» сражается с Porsche


Hexus

Рекомендовані повідомлення

Пролог

Когда я выехал с Ходынки после первого теста «Копейки», которая должна была отправиться на Нюрбургринг, я подумал: хорошо управляемый олдтаймер. Червячный рулевой механизм, конечно, работает хуже реечного, и в коробке всего 4 передачи, но едет автомобильчик славно для старика: ему ведь 39 лет... И только тут я впервые увидел вазовскую «классику» другими глазами: обратил внимание на то, сколько этих машин вокруг. И не олдтаймеров из музея, а вполне себе «по хозяйству» едущих. У нас их до сих пор делают и до сих пор покупают. У нас не вспоминают (!) жизнь с этими машинами, а все еще с ними живут! А ведь 40 лет уж минуло с тех пор, как ВАЗ 2101 пришел в СССР и стал разделом автомобильных эпох. Эпох до «Копейки» и после. Это трагедия из тех, которые воспринимаются тем больнее, чем больше любишь свою страну. Однако мы собрались не для того, чтобы расстраиваться, а для того, чтобы бороться.

561ff534b3f0a997119e78d1af9f3451.jpeg

Нюрбургринг

Идея выставить «Копеечку» в престижной международной гонке исторических автомобилей, отпраздновав таким образом сорокалетие с начала производства одного из главных автомобилей в истории нашей страны, пришла в голову вовсе не автозаводу, а двум энтузиастам, которым не безразлична российская история. Бизнесмену Андрею Олейникову из Украины и российскому автору книг об искусстве управления автомобилем Михаилу Горбачеву (на фото ниже). Таким образом, для создания этого проекта соединились желание со знаниями и средства со способностями: дело пошло. Машина в хорошем состоянии нашлась в Крыму, а ее подготовка к гонке шла под руководством Михаила Горбачева в Москве.

Тысячекилометровая гонка немецкого исторического чемпионата, проходящая на Нюрбургринге, — жемчужина всего сезона гонок олдтаймеров. Нордшляйфе Нюрбургринг — самая знаменитая, самая сложная и опасная трасса мира с 1927 года и до наших дней. Строительство подобного автодрома едва ли будет возможно в будущем: Северная петля Нюрбургринга — седая Нордшляйфе — так и останется сияющей вершиной мирового автоспорта.

Здесь до сих пор проверяют силы всех дорожных автомобилей, претендующих на приличные ходовые характеристики. Гонки «Формулы-1» не проводились на этой трассе с далекого 1976 года, когда авария Ники Лауды на Гран-При Германии положила конец использованию слишком длинного и опасного кольца длиной около 22 километров со 143 поворотами для гонок «Гран-При». В 1984 году было построено гоночное кольцо современного типа, где сегодня и проходят заезды «формул». Опасная старая трасса с двумя трамплинами, которые проходятся на скоростях около 200 км/ч, вовсе лишенная зон безопасности, сегодня используется только для гонок кузовных автомобилей разных классов.

3d7938e322a3d80791363e8280b27eda_small.jpeg

Трасса исторической гонки на тысячу километров включала в себя весь комплекс трасс Нюрбургринга в самой длинной конфигурации — полная дистанция Гран-При плюс Северная петля. Это «боевая» гонка, в которой на знаменитых машинах прошлого стартует немало звезд мирового автоспорта, таких как чемпион мира по ралли Вальтер Рерль, к примеру. И все семь часов дистанции они ведут свои автомобили на пределе. Накал борьбы среди лидеров каждого класса ничем не уступает страстям в современном автоспорте. Да и скорости также впечатляют: самые быстрые Porsche проходят 25-километровую дистанцию всего за 10 минут.

Привезти «Копеечку» сюда было мечтой Андрея Олейникова. На ВАЗ-2101 была только одна международная омологация (допуск в гонки мирового уровня). И только на версию с базовым 1200-кубовым мотором. Двигатель было решено не форсировать слишком сильно, чтобы он выдержал всю дистанцию длинной гонки, которую ему придется «пропеть» в диапазоне от четырех до семи с половиной тысяч оборотов. Мощность двигателя с гоночными распредвалами и карбюраторами Вебер составила около 90 л.с.

d8c69eb90b9c7c0405eaa21a69f449aa.jpeg

В качестве пилотов, составивших компанию Андрею Олейникову (на фото справа) на трассе, пригласили опытных специалистов по гонкам на Северной петле Нюрбургринга: представителя Украины Алексея Мочанова (на фото в центре) — мастера спорта России и Украины и многократного призера и победителя гонок на Нюрбургринге, и вашего покорного слугу — российского автомобильного эксперта, редактора журнала «Топ Гир» призера гонок VLN на Северной петле Нюрбургринга и чемпионата России по ралли Дмитрия Соколова (на фото слева). Теперь вы знаете, что к чему, и я начинаю рассказ о гонке.

Квалификация

Пятница, утро. Сегодня тренировки: пара кругов на «Копеечке» да десяток на прокатных Suzuki Swift и BMW 1-й серии, для того, чтобы войти в форму. Машина ведет себя отлично: в «Лисьей норе» — с горки — «Копеечка» набирала 175 км/ч. При этом управлять машиной вовсе не трудно. Лишь немного страшнее, чем современным автомобилем, большинство из которых набирает в этом месте около 230 км/ч.

Михаил Горбачев прошел с «Копейкой» техническую инспекцию. В итоге нас записали в класс до 1300 кубов 1966-1971 годов. Никаких технических замечаний машина не получила и вышла на старт под номером 244. Завтра гонка.

6437820d041e6a44855d6ba2baf7f312_small.jpeg

Первым на квалификацию отправился Мочанов. Конфигурация трассы — самая длинная: полное кольцо Гран-При с «Мерседес-Ареной» и поворотом «Данлоп», шиканой без стопок шин (в этой гонке не те машины, чтобы полировать их боками ограждения) и, конечно же, Северной петлей.

04bbadc9e6b66841e2beb205a650c05e_small.jpeg

Вокруг нас машины как из магазина игрушек. Чего тут только нет: BMW M1, стайка Alfa Romeo, Ford всех континентов и времен, Corvette, MG, Lotus, NSU, Jaguar... даже Volvo. Много многолитровых американцев с их громадными V8. Но царят здесь, конечно же, Porsche. Всех лет, разновидностей и степеней подготовки. С широкими и узкими «задами», с антикрыльями и без, старые, очень старые и помоложе.

48e3697ba75805bf230d31eaa457a496_small.jpeg

Алексей проехал два «быстрых круга», которые и позволили нам обогнать две более мощные машины в квалификации. Потом свои круги сделал Андрей, и пришла моя очередь. В гонках «ЭФ ЭЙЧ ЭР Хисторик» используется шина Yokohama A048: почти что гоночный слик. Машина «прибита к дорожке, как гвоздями»: сбрасываться и тормозить с нашей скромной мощностью практически не приходится. На поворотах «Флюгплац», «Армберг» и «Фуксрере» постоянно кого-то обгоняешь, а потом смотришь, как униженные было и оскорбленные Ладой, BMW и Alfa Romeo уезжают вперед на своих моторах. Это моторспорт, и здесь нужен не только спорт, но и мотор. А у нас 90 сил, и вся надежда на надежность. Надежность нашей Лады.

7c2cefde61d1978f04cfefdf8f90a30e_small.jpeg

От Бергверка в гору не вытягивает четвертая, и приходится даже переходить на третью в «Повороте мужества». Подъемы тянутся долго. А вот вниз все здорово — времени смотреть по сторонам нет, стараюсь не терять времени на техничной секции «Випрман-Плацгартен». Времени не терял, но потерял тахометр — наш единственный прибор. Сглазил мыслями про надежность? Еду скорей: пока ребята катались передо мной, вышло все время квалификации, и у меня есть только один круг (выезжал я за минуту до клетчатого флага), чтобы получить свой зачет, необходимый для выхода на старт. Надо просто доехать до финиша. Незадолго до него мотор «стух» и перестал тянуть! Качусь с горы, потом ходом влетаю в последнюю «эску» вплотную между рельсами ограждений и выкатываюсь на трассу Гран-При. Мотора нет. В тишине под шелест подшипников и шум коробки перекатываю линию и паркуюсь. Приехали? Нет ни насоса, ни зажигания, ни стартера. Ничего вовсе. Не весело. Но хоть зачет квалификации есть. И есть немного времени до старта гонки.

57c9bd7e934dbc7bb84aebf97e10ca55_small.jpeg

Оказалось, пропала «зарядка». А дальнейшие исследования позволили сделать вывод, что не было ее уже довольно давно: машина ездила на тренировках, пока не сел аккумулятор. И теперь нам нужен новый. Однако это хорошо, что машина сломалась именно сейчас — мы прошли квалификацию. А сломайся она на 30 км позже, в гонке — сошли бы. Тактика на гонку меняется: теперь мы не можем оставаться на трассе столько, сколько позволяет объем бака. Поедем так: Леша — 6 кругов, заправка и смена аккумулятора. Андрей — 6 кругов, заправка и смена батареек, я — 6 кругов, смена батареек...

Гонка

Леша принял старт и немного поборолся с гонщиками, квалифицировавшимися рядом, но на подъемах заграничная техника уезжает вперед даже под самыми медленными водителями. Наш темп — 13 с половиной минут. Вообще-то, это очень и очень быстро, если иметь в виду, что Алексей управляет ВАЗ-2101. На стандартной подвеске, в которой заменены только амортизаторы, и на серийных тормозах. Более короткую трассу чемпионата VLN (без поворота «Данлоп») наша «боевая» BMW M3 Е46 на гоночных сликах и современной подвеске едет за 9:30. Да, «Копеечка» поехала быстрее, чем мы рассчитывали. Но... Но медленнее всех остальных. Увы. И это вполне отражает реальное положение вещей с автомобильной техникой в СССР и за его пределами в начале 70-х.

2ad5b69b82dae81d6d4b628ea73b2291_small.jpeg

Алексей проехал свои круги, и его сменил Андрей Олейников — в будущем главный герой этой гонки. Когда Андрей проехал свою смену, все вокруг потемнело, и начался ливень. Вешаем на машину дождевую резину. Причем не современную, а ту самую, 70-х годов — древний «Мишлен» в дорожку и насечку (см. к/ф «Ле-Ман»). А между тем народ вокруг катит современные дождевые Данлопы к своим Порше. Ну да ладно: пусть на исторической гонке все будет так, как было. Сейчас мы все равно будем иметь более приличный относительный темп, чем посуху: многие боятся ездить в дождь по Нордшляйфе, где права на ошибку нет ни у кого. Я забросил наконец-то все свои фото-, видеообъективы и надел шлем. Мне выпал дождь. Когда выглядываю из боксов наружу, вижу, что ватные непрозрачные облака летают прямо за воротами этакими грязными клоками. Плотными и непрозрачными: кажется, войдешь в такой — и наглотаешься тумана. Льет как из ведра. Меня выкатывают на пит-лейн. Первая, вторая передача — медленно иду до конца пит-лейна. Потом газ в пол.

5f437467216a2ce17538642a50da2324_small.jpeg

На торможении слегка погуливает «попка» нашего Ваза. На трассе адски скользко. Медленно заезжаю в первую шпильку на второй передаче и начинаю «открываться». «Попку» опять стаскивает. Теперь уже под газом — это волшебно: в дождь машина стала заднеприводной. То есть не то чтобы до этого у нее был передний привод, нет. Просто посуху с ее цепкими колесами и маленькой мощностью не проявлялось особенностей никакого типа привода. Теперь — задний, и это хорошо. Из «Мерседес-Арены» «выплываю» наружу снова на второй передаче. «Плыву» уверенно. Меня медленно проходит 914-й Порше. Добавляет остроты и аккумулятор: надо экономить электричество и не пользоваться «дворниками». И светом тоже. Держусь за Порше до «Бергверка» — середины трассы. Дальше долго прямо в гору, и он ушел на моторе.

95e3773abae6bc186a600640f2aacf54_small.jpeg

По Нордшляйфе — практически плыву. Льет как из ведра. Зато машина управляется превосходно и отлично сбалансирована: все полностью под контролем: то есть одно неверное движение — и ты в заборе. Нордшляйфе работает практически каждый день большую часть года. Асфальт здесь буквально пропитан резиной, оставшейся от миллионов шин. Но то, что создает «грип», когда сухо, в дождь делает его скользким как лед. При этом по-прежнему в быстрых местах скорость около 170 км/ч...

Часто бывает, что обгоняешь кого-то, но затем мощная машина просто-напросто проходит мимо тебя в горку, и ты торчишь в шлейфе ее брызг. И обиднее всего, если ты вновь утыкаешься в этого же горе-гонщика и не можешь обогнать, потому что он тебя попросту не видит и до жути боится ехать быстрее. Но все же приятно было обойти несколько мощных и относительно свежих машин, в том числе и на подъеме. Моя смена заканчивалась по подсыхающей трассе, но резину менять не стали, и на трассу отправился Алексей Мочанов.

Мы снова скучаем в боксах и смотрим по сторонам. Был один разнесчастный громадный автомобиль, которому еще в самом начале гонки попал Порше в стоп-сигнал. И потом на каждую новую заправку он приезжал все кривее и кривее. В довершение всего из него забыли вынуть шланг на последней заправке. Резинка оттянулась пращей, когда все его цилиндры рванули к выезду с пит-лейн. Шланг почему-то не оторвался. Зато оторвалась заправка. Вся! От земли. Ее перекосило, железки брякнулись на землю, и ударила струя бензина, как из нефтяной скважины. В этот момент заправочный пистолет попал прямиком по черепу кому-то из прохожих, отскочил к потолку и принялся летать по боксам, сея вокруг себя панику и разрушения и орошая все бензином. Бороться со «стихией» приехала пожарка: тоже историческая, но к тому моменту все уже, в общем, закончилось. Оставалось следить, чтобы не загорелось.

Когда место за рулем снова занял Андрей Олейников, опять полило. Автору идеи гоночной «Копейки» придется проехать два круга под дождем. А это первая в жизни гонка Андрея! Участвуя в первой в жизни гонке, проехать на «Копейке» в дождь на древних скользких шинах два полных круга по обеим трассам Нюрбургринга и уцелеть, привезя приличный результат, — это просто чудо. Сделать все идеально. Не накуролесить в мыльной «Мерседес-Арене». Не промазать в «Данлоп». Не соскользнуть с «Хатценбаха» и не всплыть в «Лисьей норе». Удержаться в «Каленхарде» и, я уж не знаю каким чудом, пройти сложнейшую секцию от «Хох-Ахт» к «Платцгартену». И Андрей сделал все это дважды без ошибок. Виват!

Все мы: и Михаил, и я, и Алексей — знали, что такое первая гонка, и не удивились бы, если бы это наша машина «завалила» бензоколонку, «покоцалась» и превысила скорость на пит-лейне, насобирав полчаса штрафов. А Андрей провел безупречную гонку! И правильно, что именно он увидел клетчатый флаг на Нюрбургринге на «Копейке», в которую он поверил и которую довел от самого начала строительства до победного финиша.

Победа? Победа!

Во-первых, все получилось. Все — от строительства Михаилом Горбачевым машины до финиша Андрея Олейникова на 1000-километровой гонке на Нюрбургринге. На самой сложной и опасной дистанции мира.

36db232f7ec618e7fa3c5c07b6eb223b_small.jpeg

Во-вторых, получилось обогнать (хоть нас и развели в несколько классов) все машины 66-71-го годов с движками до 1300 кубов, кроме одной — NSU. В итоге мы — первые в своем классе и вторые среди всех машин 1300 кубиков наших лет. Да, «Копеечка» оказалась самой медленной на круге посуху, но стала в итоге быстрее даже 120-сильных Ford Escort. Пока они теряли время на неисправностях и боролись с дождем, наш ВАЗ-2101, не снижая темпа, методично накручивал круги безо всяких проблем и в итоге закончил гонку на 56-й позиции абсолютного зачета из 88.

В-третьих, мы поняли, как чувствовали себя советские гонщики на заграничных выездах. Трудно им было. Совсем трудно. Но и у них был шанс почувствовать себя победителями. Да, советские автомобили были намного слабее западных даже в лучшие свои времена. Но ведь это наша история, и нам есть чем гордиться. В ней были и свои победы, и свои открытия. Пусть и не технические, но и человеческие и спортивные. И только сохраняя память о них, мы сможем сохранить надежду на победы и в будущем.

Источник

Фото

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Дякую, прочитав на одному диханні. Колись також мав цей легендарний автомобіль :smile-zachot:. Часом находить таке бажання побачити ту рідну копієчку, як там вона поживає, яке масло їй ллють, як там з кузовом... і чи жива ще вона взагалі?

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Написано правда очень здорово. Легко читать не смотря на то что много и чувствуется некая гордость за наших ребят, которые довели ее до ума и до финиша. А вот еще видео

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Вокруг нас машины как из магазина игрушек. Чего тут только нет: BMW M1, стайка Alfa Romeo, Ford всех континентов и времен, Corvette, MG, Lotus, NSU, Jaguar... даже Volvo. Много многолитровых американцев с их громадными V8. Но царят здесь, конечно же, Porsche. Всех лет, разновидностей и степеней подготовки. С широкими и узкими «задами», с антикрыльями и без, старые, очень старые и помоложе.

:smile3: эх, романтика

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

да... жигулі і в африці жигулі :)

"трудно било советским гонщикам" - ну ще б пак !

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Заархівовано

Ця тема знаходиться в архіві та закрита для подальших відповідей.



×
×
  • Створити...