Перейти до змісту

Правовий лікбез для водіїв


Dream

Рекомендовані повідомлення

Стаття на "вічну" тему прочитана тут

Анна ВОЕВОДИНА (Судебно-юридическая газета, № 34, 6-12 сентября 2010)

Часть 1. От остановки транспортного средства до составления протокола

Вот уже два года как вступил в силу ЗУ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения", который привнес много нового в отношения "водитель-гаишник". Повышение штрафов и существенное расширение прав гаишников привели к логичным последствиям: водители поумнели и стали ярыми защитниками собственных прав. Они стали чаще обжаловать действия инспекторов как в административном, так и судебном порядке.

О правилах поведения с гаишниками решила задуматься и "Судебно-юридическая газета", разложив по полочкам, как нужно вести себя водителю остановленного транспортного средства (ТС): что нужно и что не обязательно говорить, предъявлять инспектору и какого поведения требовать от него. Поскольку тема эта безгранична, и объять ее в одном материале нет возможности и необходимости, сегодня мы начнем наш рассказ со встречи с гаишником на дороге и закончим на порядке оформления инспектором протокола. Процедуре рассмотрения административного дела и обжалования действий инспектора посвятим наш следующий материал.

Место встречи изменить нельзя

Итак, инспектор ГАИ потребовал остановки ТС. Для этого он должен своим регулировочным знаком указать направление, по которому вы должны проехать - к обочине правого края дороги. Остановить транспортное средство, не забыв включить правый поворот, по требованию гаишника, - ваша прямая обязанность, за нарушение которой можно лишиться прав на срок от трех месяцев до полугода (ст.122-2 КоАП).

Действующее законодательство в лице ЗУ "О дорожном движении" и Правил дорожного движения не содержит норм, обязывающих покидать свой автомобиль. Разговаривать с работником ГАИ можно (и нужно) через слегка приоткрытое стекло. Начинать беседу должен инспектор, указав свое ФИО и звание. Это его обязанность, предусмотренная ч.2 ст.5 ЗУ "О милиции", и право водителя, предусмотренное ст.16 ЗУ "О дорожном движении". Вместе с этими данными необходимо записать и номер жетона работника ГАИ (который находится у него на груди) и потребовать предъявить служебное удостоверение.

Кроме того, пунктом 1.2 приказа МВД от 06.02.2001г. № 83 инспекторам ГАИ запрещено нести дорожно-патрульную службу без маршрутных карт, схем безопасных мест надзора за дорожным движением, графиков перемещения между конкретными местами несения службы и страховочных ремней к табельному оружию. То есть, можно потребовать маршрутную карту, дабы выяснить, имеет ли право этот инспектор в этом месте в данное время вообще стоять. Может, он вышел подежурить "по собственной инициативе".

Согласно ст.16 ЗУ "О дорожном движении", водитель имеет право знать причину остановки ТС должностным лицом государственного органа, осуществляющего надзор за дорожным движением. С этого вопроса и нужно начинать разговор. Согласно п.1.1 приказа МВД от 06.02.2001г. №83, гаишникам запрещено останавливать автомобили, водители которых не совершили нарушений Правил дорожного движения, кроме транспортных средств, относительно которых имеются сведения об их незаконном завладении или противоправном использовании, в том числе с целью исчезновения с места ДТП. То есть, если нет нарушения, гаишник, в принципе, может проверить ваши документы по причине того, что автомобиль, похожий на ваш, якобы очень похож на угнанный. Этим практически всегда они и обосновывают остановку ТС. В случае, если проводится оперативно-розыскные мероприятия, остановить ваше транспортное средство - его обязанность.

Без бумажки ты - букашка

Далее, по требованию инспектора необходимо предъявить перечень документов, предусмотренных п.2.1 Правил дорожного движения, а именно: 1)права и талон нарушений ПДД, прилагаемый к ним; 2)техпаспорт на машину (для транспортных средств Вооруженных Сил - технический талон), а в случае отсутствия в транспортном средстве его владельца, кроме того, документы, подтверждающие право управления авто, - генеральная доверенность либо договор аренды; 3)в случае установления на ТС проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств - разрешение, выданное ГАИ, в случае размещения рекламы - согласование от ГАИ; 4)в установленных законодательством случаях дорожное письмо и документацию на груз, который перевозится; на маршрутных транспортных средствах - схему маршрута и расписание движения; на грузовых и крупногабаритных транспортных средствах и транспортных средствах, осуществляющих дорожный перевоз опасных грузов - документацию в соответствии с требованиями специальных правил; 5)полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Если водитель освобожден от обязанности приобретать полис, нужно иметь при себе подтверждающее льготный статус удостоверение.

Иметь при себе талон прохождения государственного техосмотра обязывает водителя ст.35 ЗУ "О дорожном движении". Законом прямо запрещается эксплуатация ТС, которые не прошли очередной техосмотр.

Требовать иные документы, в т.ч., лицензии, разрешения, сертификаты, санитарные или экологические паспорта, свидетельства плательщика налога, талоны токсичности, любые согласования или разрешения на вывоз сырья, продукции инспектор не вправе.

Бей врага его оружием (о грубых гаишниках)

Правомерность некоторых действий гаишников вызывает сомнение. Поэтому нужно четко знать, чего инспектор не имеет права делать, хотя и делает. Речь пойдет о грубости, наглости, хамстве, угрозах.

Согласно п.18.7 Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД, инспектору ГАИ запрещено: 1)вступать в разговоры с участниками дорожного движения по вопросам, которые не имеют отношения к службе; 2)обращаться к участникам дорожного движения на "ты"; 3)использовать угрожающие или оскорбляющие жесты, допускать при общении пренебрежительный тон, грубость, невежливое изложение замечаний, выражения, реплики, которые оскорбляют человеческое достоинство, угрозы, а также предъявлять безосновательные обвинения.

Согласно п.18.10 этой же Инструкции, работникам ГАИ запрещено во время несения службы использовать технические средства и приборы, которые не сертифицированы в Украине и не прошли поверку или имеют свидетельство о прохождении проверки, срок которого истек. Это положение ставит вне закона принесшее в былые времена много головной боли устройство "Визир", не имеющее ни одного сертификата соответствия.

О праве отобрать права

Гаишник имеет право на месте забирать у нарушителя права, талон о прохождении техосмотра, и даже арестовывать ТС и отправлять его на штрафплощадку. Однако отбирать их инспектор может только в четко предусмотренных Законом случаях, а именно за те нарушения ПДД, за которые судом предусматривается лишение права управления ТС (ст.ст.121, 122-2, 124, части 1-4 ст.130 КоАП; части 1-3 ст.286 УК).

Лишить талона о прохождении ТО могут, если водитель стал участником ДТП, когда есть значительные повреждения ТС, автомобиль запрещено эксплуатировать по техническим причинам или есть все основания считать, что автомобиль не пригоден к эксплуатации по техническим причинам (неисправна тормозная система, рулевое управление и т. п.). Других оснований нет. В случае изъятия талона о прохождении ТО водитель должен будет пройти ТО еще раз.

Направо пойдешь - коня потеряешь

Теперь поговорим о праве гаишников арестовывать транспортные средства и отправлять их на штрафплощадку.

Это право возможно в исключительных случаях, а именно: 1)эксплуатации технически неисправного ТС; 2)эксплуатации незарегистрированного (неперерегистрированного) ТС; 3)эксплуатации ТС без номерных знаков или со знаками, закрепленными в непредусмотренном для этого месте; 4)эксплуатации ТС, не прошедшего техосмотр, а также в случае, если идентификационные номера агрегатов автомобиля не совпадают с номерами, указанными в документации на автомобиль; 5)эксплуатации ТС без наличия регистрационных документов на автомобиль, разрешающих документов на управление автомобилем, сопровождающих товар документов, лицензионных карточек, полиса автогражданской ответственности (страхового сертификата "Зеленая карта"); 6)эксплуатации ТС в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, замедляющих реакцию человека; 7)в случае нарушения правил дорожных перевозок опасных грузов, правил проезда крупногабаритных и тяжеловесных грузов, незаконной перевозки иностранцев и лиц без гражданства по территории Украины.

Протокол о правонарушении составляется на месте сотрудником ГАИ и там же принимается решение об эвакуации автомобиля на штрафплощадку.

Как оформляется протокол

Итак, случилась неприятность: инспектор решил, что вы все-таки нарушили и начинает оформлять протокол.

Поэтому следует обязательно потребовать себе копию для последующего обжалования. КоАП не обязывает инспектора выдавать копию нарушителю, но право требовать копию протокола у последнего есть. На практике большинство дел в судах против ГАИ выиграются водителями именно на основании нарушения инспектором процедуры. Детально составление протокола регламентируется Инструкцией по оформлению материалов об административных правонарушениях от 22 января 2001г. Протокол заполняется на специальном бланке, разборчивым почерком и только по-украински. Зачеркивания, исправления и внесение дополнительных записей после того, как протокол подписан лицом, в отношении которого он составлен, запрещено.

В протоколе указывается число, месяц, населенный пункт, должность, полное наименование органа внутренних дел, специальное звание, ФИО инспектора. Если нарушителей более одного, то протокол составляется на каждого в отдельности. В обязательном порядке указывается норма КоАП, которую, по мнению инспектора, нарушил водитель. Далее указываются данные правонарушителя: число, месяц и год рождения, полный адрес места рождения; гражданство; наименование предприятия, учреждения, организации, где работает или учится лицо, и его должность. Если лицо, которое совершило правонарушение, не работает, то об этом делается отметка в пункте 4 протокола. В случаях, когда правонарушение соединено с причинением вреда третьим лицам, не считая государства, в протоколе указываются свидетели либо потерпевшие.

Советуем никогда не соглашаться с вменяемой виной. Доказывать вину - обязанность ГАИ. Кроме того, согласно ч.4 ст.256 КоАП, инспектор обязан зачитать и разъяснить нарушителю содержание ст.268 КоАП, а также сообщить о времени и месте рассмотрения административного дела.

Протокол лучше не подписывать, точнее - отказаться и проследить за тем, чтобы об этом была сделана отметка. Необходимо понимать, что неправильное оформление протокола может стать спасительной соломинкой и основанием его отмены. Его необходимо всегда пытаться обжаловать. О том, как это делать, читайте в следующем номере "Судебно-юридической газеты".

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Без бумажки ты - букашка

Не зовсім так. Стосовно поліса я вже писав тут.

Теперь поговорим о праве гаишников арестовывать транспортные средства и отправлять их на штрафплощадку.

Знову лажа написана. Нормативка процитована не повністю.

Стаття 265-2. Тимчасове затримання транспортних засобів

У разі наявності підстав вважати, що водієм вчинено

порушення, передбачені частинами першою, другою, третьою, п'ятою і

шостою статті 121, статтями 121-1, 126, частинами першою, другою,

третьою і четвертою статті 130, статтями 132-1, 206-1 цього

Кодексу, працівник Державної автомобільної інспекції тимчасово

затримує транспортний засіб шляхом блокування або доставляє його

для зберігання на спеціальний майданчик чи стоянку (якщо

розміщення затриманого транспортного засобу суттєво перешкоджає

дорожньому руху), в тому числі за допомогою спеціального

автомобіля - евакуатора. Про тимчасове затримання робиться

відповідний запис у протоколі про адміністративне правопорушення.

Тобто, не просто так, а якщо ТЗ суттєво перешкоджає руху. І тільки тоді!!

Протокол лучше не подписывать, точнее - отказаться и проследить за тем, чтобы об этом была сделана отметка. Необходимо понимать, что неправильное оформление протокола может стать спасительной соломинкой и основанием его отмены. Его необходимо всегда пытаться обжаловать. О том, как это делать, читайте в следующем номере "Судебно-юридической газеты".

Як показує практика, протокол краще підписувати, і писати туди свої пояснення, можна на окремому листку. Непідписаний протокол практично завжди дорівнює штрафу.

Стаття лажа, писана якимось малограмотним писакою.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

От составления протокола до расплаты за правонарушение. Часть 2

Анна ВОЕВОДИНА (Судебно-юридическая газета, № 35, 13-19 сентября 2010)

В прошлом номере "Судебно-юридической газеты" мы рассказывали, как вести себя водителю при встрече с гаишником: что нужно и чего не нужно говорить и делать, чего требовать от инспектора. Отдельно мы остановились на правилах оформления протокола об админправонарушении, ошибочное заполнение которого может сыграть на руку водителю. Сегодня поговорим о последствиях составленного протокола.

Приговор не является окончательным

Итак, инспектор решил, что вы "нарушили" и составил протокол. Его решение - не окончательный приговор и, как говорится, обжалованию подлежит. А обжаловать его нужно в любом случае, даже, если протокол подписан.

Начнем с того, что ст. 268 КоАП предусмотрено право лица, привлекаемого к административной ответственности, на помощь юриста. На основании отсутствия адвоката в момент оформления протокола либо составления постановления уже можно его обжаловать.

Сотрудник ГАИ обязан выдать на месте копию протокола, а если на месте выносится постановление об административном правонарушении - копию постановления. Необходимо проследить, чтобы данные совпадали с оригиналом протокола, включая данные самого гаишника, составившего протокол и/или постановление. Также обратите внимание на то, чтобы в незаполненных графах протокола стояли прочерки и в пояснении напишите: "Cвою вину не признаю и, согласно ст. 268 КоАП Украины, прошу отложить рассмотрение дела".

Проблема заключается в том, что процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях как-то очень просто и усеченно регламентируется законодательством. КоАП не предусматривает вообще никакой процедуры административного дознания или расследования. Статьей 254 КоАП предусматривается только составление протокола об административном правонарушении, ст. 257 - направление протокола органу или должностному лицу, которому надлежит рассмотреть дело. Статьями 276-282 регулируются рассмотрение дела этим должностным лицом или органом. Больше никаких этапов производства по делу закон не предусматривает. Трудно представить, почему законодатель ограничился этими нормами и не регламентировал процесс привлечения к административной ответственности более подробно. Возможно, это было логичным в далеком 1984 году, когда принимался Кодекс, и правонарушения считались достаточно незначительными и "дешевыми" по сравнению с уголовными преступлениями.

Но сегодня, когда власть, наконец, поняла, что такое правонарушение как нарушение правил дорожного движения, является достаточно серьезным из-за последствий в виде ДТП и, не дай Бог, чьей-нибудь смерти, кроме значительного повышения штрафов, не мешало бы и усовершенствовать процедуру рассмотрения таких дел. КоАП же не содержит четких процессуальных механизмов для расследования и установления объективной истины по делу. Краткие сроки приводят к тому, что рассмотрение дела носит обычно весьма поверхностный характер, если только правонарушитель не занимает активную позицию. А для этого ему нужно знать следующее.

Согласно действующей процедуре, дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. При чем срок, в течение которого этот орган получает протокол, КоАПом не установлен. Поэтому советуем уже на следующий день после составления протокола начинать процесс обжалования протокола.

Жалуйся громче других, даже если грех жаловаться

Частенько рассмотрение административных протоколов проходит за закрытыми дверями, и лицо, в отношении которого составлен протокол, знать не знает о том, что в отношении него кто-то что-то рассматривает. О том, что ему вменили штраф либо лишение прав, нарушитель узнает в день получения письма со вложенным постановлением об открытии исполнительного производства.

Меж тем, анализ ст. 278 КоАП свидетельствует, что лицо должно быть надлежащим образом оповещено о времени и месте рассмотрении дела в административном порядке. По факту заседания должен вестись протокол. Процедура рассмотрения дел об админправонарушениях судами более или менее регламентирована КоАП в отличие от процедуры рассмотрения в административном порядке госорганами. По крайней мере, нормы, регламентирующие судебный порядок рассмотрения дела, указывают, что нарушитель приглашается в суд повесткой за три дня до судебного заседания.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган выносит постановление по делу, копия которого в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого постановление вынесено.

Статья 287 КоАП регламентирует порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Постановление ГАИ о наложении административного взыскания может быть обжаловано в вышестоящий орган. То есть постановление городского управления ГАИ МВД необходимо обжаловать начальнику областного управления. В городское управление ГАИ жалоба и подается. Обжаловать постановление можно и в прокуратуру, и в суд в порядке, предусмотренном Кодексом об административном судопроизводстве. Постановление же суда необходимо обжаловать в апелляционный суд.

Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня получения копии постановления. Этот срок может быть возобновлен, если Вы докажете уважительность причин его пропуска. В течение этих же десяти дней постановление может быть опротестовано прокурором. Апелляционный суд рассматривает жалобу в течение двадцати дней, в административном порядке жалоба рассматривается в течении десяти дней.

Обжаловать постановление в любом случае нужно, чтобы потянуть время. Так, в случае изменения постановления в части наложения взыскания суд не может его усилить. Постановление апелляционного суда вступает в силу немедленно после его вынесения, является окончательным и обжалованию не подлежит. После окончания производства по апелляционной жалобе дело в течении пяти дней направляется в местный суд, через который жалоба была подана. В течении трех дней копия постановления высылается сторонам процесса.

Отмена постановления с закрытием дела об административном правонарушении влечет за собой возвращение взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с этим постановлением. В случае невозможности возвращения предмета возвращается его стоимость. Кроме того, можно возместить и моральный вред. Согласно ЗУ "О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда" гражданину возмещается вред, нанесенный в результате незаконной конфискации имущества или незаконного наложения штрафа.

Как оплатить штраф

Штраф должен быть оплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.

Оплатить штраф после вступления в силу постановления - настоящая проблема. В постановлении инспектора ГАИ не указаны реквизиты, по которым водитель должен платить. Чтобы их узнать, водитель должен зайти на сайт Госказначества, найти в соответствующем разделе реквизиты районного казначейства (http://www.treasury.gov.ua/main/uk/publish/article/95282), вписать их в квитанцию, после чего идти в кассу. Не успел - плати в двойном размере. В случае неуплаты правонарушителем штрафа в течение этого срока, постановление о наложении штрафа посылается в исполнительную службу для принудительного исполнения.

Следует отметить, что постановление о наложении административного взыскания не подлежит выполнению, если оно не было обращено к принудительному исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. Однако практике почти неизвестны случаи, когда госорган либо суд не подавал исполнительный лист в исполнительную службу вовремя, из-за чего штраф "сгорал". Поэтому уповать на забывчивость чиновников не стоит.

Многих водителей удивляет сумма штрафа, указанная в постановлении об открытии исполнительного производства, которое приходит им по почте спустя несколько месяцев после встречи с гаишником. Сумма эта удваивается, согласно ст. 308 КоАП. Так государство наказывает за нежелание выполнять постановление добровольно. Кроме того, не стоит забывать, что оплатить штраф нужно в течении семи дней после вынесения постановления об открытии исполнительного производства. По истечении этих семи дней нужно будет оплатить еще и исполнительный сбор - 10% от суммы штрафа.

В любом случае, встретив на дороге гаишника, не пугайтесь сразу. Прав у водителя теоретически больше, чем у инспектора. Любое неправильное действие работника ГАИ нужно обжаловать. Знание процессуальных норм может способствовать полному освобождению от ответственности даже в случае нарушения водителем материальных норм.

звідси

D@ve?

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Заархівовано

Ця тема знаходиться в архіві та закрита для подальших відповідей.



×
×
  • Створити...