Перейти до змісту

Середній клас


Tolik_lt

Рекомендовані повідомлення

у декількох темах, що стосувадись кризи, згадувалось питання середнього класу. Пропоную вашій увазі цікаву статтю на тему середнього класу у панатлантичному середовищі і у пострадянському. Стаття написана про росіян, у російському журналі, але у цій частині життя ми дуже схожі. Тему я запостив у своєму розділі щою мати можливість чистити некоректні висловлювання, що стосуються саме національності.

http://www.ogoniok.com/5020/24/ - джерело

Они русские. Это многое объясняет

Дмитрий ГУБИН

Средний класс, о котором так много пишет «Огонек», — изобретение панатлантической цивилизации, к которой Россия не принадлежит. Отсюда и бессмысленность его поисков у нас. Здесь или восточная бедность, или восточное же мотовство

У нашего среднего класса два хобби. Во-первых, выяснять, кто к этому классу может быть отнесен; а во-вторых, выяснять, существует ли он вообще. И это несмотря на периодические опросы ВЦИОМа и исследования ROMIR «Стиль жизни среднего класса». Определений тоже тьма, нередко остроумных — начиная от «это все, кто зарабатывает от 500 долларов в месяц в провинции и от тысячи долларов в Москве» и до «это те, у кого есть посудомоечная машина».

Словом: судя по изобилию народа в моллах и супермаркетах, средний класс у нас есть. А как поднесешь лупу ближе — так выяснится, что и нет.

И никто не может внятно сказать, отчего такая ерунда в России, если в прочих странах панатлантической цивилизации middle class очень даже легко обсчитывается — к великой радости маркетологов.

Я вот тоже не знал ответа на этот вопрос, но недавно вдруг получил — в Германии, в 60 километрах от Мюнхена, в городишке с приятным русскому уху названием Бухлоэ. Именно там расположена автомобильная фабрика Alpina, которая в кооперации с BMW производит знаменитые спортивные автомобили. Мы спросили владельца бизнеса Буркарда Бовензипена, на чем ездит он сам. Тот ответил, что есть и Ferrari, но в поездках в супермаркет он пользуется дизельной крошкой Volkswagen Luppo, так дешевле. И вообще, философия его производства в том, чтобы создавать двигатели меньшего объема, более экономичные, меньше загрязняющие воздух — поэтому лучше всего у него продается дизельная модель, вариация BMW 3 за 36 тысяч евро: философия подразумевает еще и доступность.

Тут уж мы обалдели: в России на такие дешевые товары спроса нет. Тут берут самые дорогие, с максимальным количеством ухищрений.

Следующий вопрос был: а сколько получают на заводе инженеры? Ответ нас потряс: от 3 до 10 тысяч евро в месяц. Все, это предел. Половину зарплаты в Германии съедают налоги. То есть инженеры знаменитого завода получали от, условно, 50 до 160 тысяч рублей на руки, треть из которых затем отдавали за жилье, еще 10 процентов — за всевозможные страховки, а еще 10 процентов — за обслуживание собственных автомобилей (одна поездка в Мюнхен — 20 евро на бензин).

Теперь перенесемся в Россию: в Москве 30 — 40 тысяч «чистыми» требует выпускник вуза, вообще ничего не умеющий делать.

При этом у нас чуть в разговоре заметишь, что в Европе жизнь дороже, тут же получишь ответ: «А у них зарплаты другие!» Но зарплаты сопоставимые. Просто россияне свои доходы «чистыми» сравнивают с европейскими «грязными», трогательно не замечая, что европейские налоги колеблются от 30 до 65 (это в Норвегии) процентов, и уж решительно ничего не желая знать про европейскую структуру расходов.

У меня был период: я работал в Лондоне на Би-би-си. Там для новичков-иностранцев устраивают курс молодого бойца, где рассказывают не только о компании, но и о жизни в Великобритании вообще. Дико полезная штука! Мне в первый же день сказали: запомни, та прекрасная цифра, что значится у тебя в контракте (а значилось что-то около 50 тысяч долларов в год), — это не то, на что нужно обращать внимание. 35 процентов тут же уйдет на налоги. 40 процентов от оставшегося — на жилье. 200 долларов не забудь выложить ежемесячно на проездной, так что подумай о дешевом велосипеде. Медицина у нас бесплатная, но запомни, что частная консультация…

То, что все это — чистая правда, я понял, когда стал выкладывать за комнатку (туалет общий, в коридоре) в ведомственном доме 1700 долларов в месяц. Дом был старый, я положил на пол теннисный мяч — мяч покатился. Через месяц знакомый аристократ одолжил мне велосипед: я оценил щедрость жеста. На еде я отчаянно экономил. А вскоре увидел, что так жили все мои знакомые: английский миддл-класс. Экономия, расчет путешествий вперед чуть не на год (чем раньше покупаешь билеты, тем дешевле), одежда демократичных марок, альтернативный транспорт.

Именно так живут и по сей день все мои друзья во Франции, Британии, Америке, Финляндии. Хотя один из них телевизионный продюсер, другой — владелец лесов и киностудии, третий — физик-ядерщик, четвертый — инвестиционный банкир (ну, тот шьет костюмы по 600 долларов, что у русских банкиров вызывает смех — у них костюмов дешевле 1500 долларов не бывает). Один из руководителей Би-би-си ездит каждый день на работу электричкой из городка Фокстон на Ла-Манше. Дорога — час сорок в один конец, зато в Фокстоне у него дом, а в Лондоне он себе дом никогда бы не смог позволить. А вы можете представить, чтобы руководители телеканалов добирались на работу электричкой из Волоколамска — просто потому, что жить в Москве им дорого?! А-нек-дот!

Российский средний класс в представлениях о жизни среднего класса в Европе вообще напоминает беженца-албанца, который, вплавь добравшись до Италии, требовал дать ему «женщину, дом и машину», поскольку у него, в Албании, бытовало представление, что именно так в Италии все и живут.

Средний класс в Европе — это труд, усердие, скромность доходов и расходов, планирование, накопление и никакого шика-блеска вроде дорогих машин, клубов и ресторанов. В Британии бесплатны музеи, в Финляндии прекрасна природа, во Франции дешево вино. Пикник — типично миддл-классовое изобретение: еду покупаешь по ценам супермаркета, а удовольствие получаешь, как от ресторана.

В России все по-другому. Либо реальная бедность — либо мотовство, чуть стоит из бедности выйти. Вы видели в России свадьбу без лимузина-стретча? Их заказывают даже жители пролетарских окраин. А в Лондоне меня пригласили быть свидетелем со стороны жениха: registry office (грубо говоря, загс) — и завтрак на четверых с шампанским в Hilton, откуда новобрачные поехали на работу в банк на метро: они копили на собственный бизнес.

Русские, когда вырываются за границу, тратят вдвое больше европейцев: речь не об элитном, а о массовом туризме, о Турции-Египте. Русские сорят деньгами. Русские дают гигантские чаевые даже в тех странах, где их вообще не дают (и я знаю в Хельсинки места, где этим испорчен сервис).

То есть русский средний класс (если он есть) — это вовсе не то, что под этим словом подразумевают в Европе. И вот тут я подхожу к самому главному, ради чего все и пишу.

В попытках найти, описать и определить наш middle class все исходят из того, что Россия есть некое специфическое, но продолжение европейского уклада и общественного строя. Внешне — если судить по жилищу и платью — так оно и есть. Но Россия в своей тысячелетней глухой истории никак не Европа, и к этому своему привычному укладу она после периода нестабильности катится быстрее и быстрее, к радости большинства населения.

Средний класс — порождение панатлантической цивилизации, объединяющей Европу, США, Канаду, Австралию и ЮАР. И это не только уровень потребления, основывающегося на сходном понимании того, что разумно, а что неразумно. Когда, например, старые машина или телевизор не выбрасываются лишь оттого, что появились новые модели; а новые модели не приобретаются, чтобы потрясти соседа. Это определенный стиль жизни, уклад, основанный на приоритете закона, приоритете личности и приоритете свободы. Это и есть скелет среднего класса, а все прочее — это материальное мясо, наросшее во время индустриальной и постиндустриальной эпох.

Но вы попробуйте обнаружить этот миддл-класс в другом цивилизационном устройстве! Где средний класс в Индии? Где в Пакистане? Где в Африке, Китае, Таиланде, Полинезии, где там та самая «массовая консервативная сила, социальный балласт общества, не дающая ему перевернуться»? Там другие силы ответственны за непереворачиваемость: какая-нибудь пакистанская тайная полиция, какой-нибудь китайский КГБ, и классовая структура в той же Индии ну совершенно, абсолютно другая.

Россия внешне ужасно похожа на Европу, чем постоянно Европу, а вслед за ней и Америку, смущает, заставляя требовать того, чего они требуют от себя. Россия порой даже сама обманывается, принимая себя за Европу.

Но внутри Россия куда ближе к Азии, где правят монарх, жус, клан, визирь, а народы взирают и радуются светозарности правителей. Поэтому наше социальное устройство куда ближе к азиатскому, закрытому, понятному (и то не всегда) лишь своим. В России, как и в Азии, есть ужасно богатые, есть невероятно бедные, но есть и какие-то вообще неожиданные, типа индийских неприкасаемых, которые судя по их виллам и машинам — богатые, а судя по зарплатам в госструктурах — недотягивают и до средних.

Пора изучать в себе то, что есть, а не то, что — по аналогии с Европой — нам хотелось бы иметь.

Поиск миддл-класса хорош там, где все прозрачно и ясно, у нас же определять миддл-класс — пустая трата времени. Хотя бы потому, что за поисками мифических миддлов мы не изучаем реально существующие классы, имеющие специфическое отношение и к производству, и к потреблению. А ведь безумно интересно хотелось бы знать, кто такие, с точки зрения стиля жизни, сегодняшние siloviki? Или хотя бы гаишники? Или эти, плодящиеся как кролики, госслужащие? Какую долю посетителей «Меги» или «Пятерочки» составляют? Мечтают о посудомойке или об отдыхе на островах?

Вот где разгулье социологу!

Мы — русские. Это многое объясняет. И отсутствие миддл-класса, и подписание писем деятелями культуры по извечной схеме «княжи, скока хошь, царь-батюшка, и всыпь нам, ежли что, дуракам неразумным!».

Хотя это, кажется, совершенно другая тема. Как и тема о том, куда деваться тем, кто в такой России такими русскими быть не хотят.

Иллюстрация АЛЕКСЕЯ БОРИСОВА

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

В продовження теми середнього класу та його "маніфестів":

http://www.pravda.com.ua/news/2008/12/29/86974.htm

Кто сказал "мяу"?

29.12.2008 17:01 ___ Лука Гриненко, для УП

Версія для друку Додати коментар [ 21 ]

"Кто из нас большее чудовище? Я, приказавший вам раздеться, или вы, готовый оголить свой зад?"

Диалог из к/ф "Игрушка"

История всех предыдущих обществ, утверждали Маркс и Энгельс и авторы "Манифеста Коммунистической партии", была историей борьбы классов. Выразители чаяний пролетариата прекрасно справились со своим заданием "поставить на уши" полмира.

Чего не скажешь о создателях серии манифестов украинского среднего класса, вызвавших виртуальную бурю в стране.

О каком среднем классе идет речь?

Не о тех ли ребятах, что, сопя в тряпочку согласились поучаствовать в схемах разворовывания страны? Это они развивали свои маленькие "котлетные" не вопреки, а благодаря этой системе, подкармливая взятками гаишников и поднося дары за разрешение на установку ларька.

Или те, кто перебивает сроки годности продуктов в своих лавках и кормит работяг шаурмой сомнительного качества?

А не наши ли среднеклассники открыли "элитные" бутики с турецким ширпотребом, выдавив из центра книжные лавки, музеи и библиотеки?

Где были сила и мощь украинского среднего класса во время строительства монстра на Грушевского? Почему не было слышно призывов организовываться в отряды для разгона жлобья, которое гадит в городских парках и скверах?

А кто-то поднял волну протеста против зарплат в конвертах? Или совесть порядочного человека не позволяла кусать руку дающую?

Поэтому, прежде чем назвать свое воззвание "Манифестом среднего класса", стоило хотя бы понять кого считать средним классом.

Интересное исследование провели специалисты института Горшенина. Еще год назад они предприняли попытку проанализировать есть ли средний класс в Украине и каков он.

Результат оказался неутешительным. Выяснилось, что "всего 8,9%, украинцев по объективным признакам (материальное самочувствие, характер занятости, уровень культуры, образование) можно отнести к среднему классу".

Франклин, Бакстер и другие идеологи среднего класса учили создавать государство начиная с этики (ця теза мені дуже сподобаолась),а не с дерибана и призывов погудеть под Кабмином.

Труд и легальный(!) заработок стали их второй религией, а незаработанные деньги, как и неработающие капиталы, осуждались.

Вот несколько самых характерных цитат из поучений капиталистических идеалистов:

Если Бог предоставляет шанс извлечения прибыли, не нарушая нравственных норм (без ущерба для своей души и не вредя другим), то надо использовать эту возможность.

Вершиной порочности является стремление к богатству как к самоцели.

Аскеза требует от богатых людей не умерщвления плоти, а такого употребления богатства, которое служило бы необходимым и практически полезным целям.

Комментарии, как говорится, излишни.

И поэтому "Манифест среднего класса" к истинно среднем у классу отношения не имеет. И доказательством этому служит согласие премьера Тимошенко давить на собственный клаксон. Самый надежный способ превратить трагедию в фарс, стать ее соавтором.

Правда, справедливости ради, стоит сказать, что авторы манифеста в одном правы – призрак среднего класса еще продолжает бродить по Украине. Но он будет оставаться призраком до тех пор, пока мы честно не ответим себе на вопрос: по ком гудели клаксоны 22 декабря? Не по нам ли?

Но и посыпать голову пеплом тоже не стоит.

Согласно данным института Горшенина почти треть украинцев отождествляют себя со средним классом, безотносительно к своему уровню доходов. Идеологически.

Американский специалист по потребительскому поведению Пауль Лазарсфельд утверждал: низшие классы предпочитают сладкий шоколад, а средние и высшие горький. От уровня доходов такой выбор точно не зависит.

Бедные любят одеваться ярко и модно, а богатые выдержанно и консервативно. Богатые принимают решение о покупке заранее, а бедные покупают, все что видят.

Может поэтому в богатых странах правительство предпочитает добираться на работу в общественном транспорте, а в бедных на дорогих Мерседесах.

Но в любом случае, если где-то на улице, вы распечатать плитку горького шоколада, позаботьтесь о том, чтобы обертка от нее попала в урну, за установку которой вы платите налоги.

И если урны вы не обнаружите, помните, – ваше природное право не в том, чтобы бросить бумажку на землю, а в том, чтобы заменить нерадивое правительство. Причем "в качестве последнего средства", у вас есть право прибегнуть к восстанию.

Так, по крайней мере, говорится в преамбуле Всеобщей Декларации Прав Человека. И если это не так, пусть адвокаты докажут обратное. Но это тема для отдельного разговора.

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Заархівовано

Ця тема знаходиться в архіві та закрита для подальших відповідей.



×
×
  • Створити...