Перейти до змісту

Кумиры из «запасника».Klitchko


Tolik_lt

Рекомендовані повідомлення

У каждого времени — свои герои. Те, что соответствуют доминирующим в обществе представлениям. Для бедной на героев нынешней Украины таковыми являются, пожалуй, одни только братья Кличко. За них хором болеют миллионы украинцев, в газетах и журналах о них пишут восторженные репортажи, и вот наконец полноценное кино — документальный фильм германских кинематографистов (реж. — Себастьян Денхардт) с коротким и увесистым, словно удар кулака, названием — «Кличко».

В картине прослеживается путь братьев на вершину профессионального бокса — буквально с пеленок и до королевского, то бишь чемпионского, статуса. Взору зрителя открывается парадный фасад — может, для фильмов про героев больше ничего и не требуется? Но вот в середине рассказа сознание цепляется за слова Леймона Брюстера — того из немногих, кому в свое время удалось повалить одного из братьев. «Бокс — это жестокий вид спорта, — говорит Леймон (ослепший после боя с Робертом Хелениусом в 2010 г.). — Я перенес четыре операции, меня ждет трансплантация сетчатки, надеюсь, я снова смогу видеть. Если у тебя ничего нет в жизни — ни семьи, ни денег, ни работы — тогда ты можешь заниматься боксом. Я не понимаю, почему братья Кличко выбрали бокс, у них было столько других возможностей, они парни с головой, могли стать врачами, юристами — я бы избрал более легкий путь, а им не надо было мериться силой с такими, как я».

Слова эти остаются без какого-либо комментария, но для бравурной тональности фильма звучат абсолютным диссонансом, не заметить который можно лишь не иначе как в состоянии грогги.

Далай-ламу однажды спросили, что больше всего его изумляет. Он ответил: «Человек. Вначале он жертвует своим здоровьем, чтобы заработать деньги. Потом он тратит деньги на восстановление здоровья. При этом он настолько беспокоится о будущем, что никогда не наслаждается настоящим. В результате он не живет ни в настоящем, ни в будущем. Он живет так, как будто никогда не умрет, а умирая, сожалеет о том, что не жил».

Все это в полной мере относится к профессиональному спорту. Бессмысленность — вот слово, характеризующее его сущность. К сожалению, в последнее время перестали задумываться, что такое профессиональный спорт вообще и профессиональный бокс в частности. Что скрывается за пышным парадным фасадом и ради чего все это?

Да, действительно, люди жертвуют здоровьем и благодаря индивидуальным способностям и коллективной работе всех вовлеченных в действо, благодаря (и это главное!) подковерной деятельности (промоутерам, «крестным отцам», денежным потокам) достигают результатов.

В сознании любителей спорта окончательно и бесповоротно произошла подмена идей Пьера де Кубертена. Сегодня о непрофессиональном (любительском) спорте, об олимпийских идеалах и чистоте спорта вспоминать не принято. Ну что это за дело, если ты на нем не можешь хорошо заработать? С одной стороны, вроде бы так. Но с другой — это чисто дьявольский соблазн. Как только человек делает из спорта средство заработка, в голове у него происходит щелчок. На кон ставится собственное здоровье — как физическое, так и психическое. Один мой знакомый спросил: «А вы боксом занимались? — и прокомментировал: Я — да. Но недолго. Очень быстро приходится делать выбор — или мозг, или бокс... даже в моем среднем весе один удар в подбородок — и ты орангутанг, а что уж в тяжелом...»

Вся деятельность профессионального спортсмена — не более чем стремление получить побольше денег. Сущность же всего профессионального спорта можно сформулировать в двух словах: деньги ради денег.

Можно, конечно, сказать, что это свойственно и другим видам человеческой деятельности — предпринимательству, ремеслам и т. д. Но в какой степени?

Если человек получает деньги за изготовленные (ремесленник) или за доставленные (купец) товары, оказанные услуги, за предметы науки и искусства, он, кроме собственного достатка, приумножает материальное или духовное достояние своих ближних. А что приумножает профессиональный спортсмен? Исключительно собственный достаток — и еще он доставляет удовольствие толпе. Кумира ведь делает публика, толпа требует хлеба и зрелищ — и получает это взамен собственных мозгов.

Но даже в профессиональном спорте не все однозначно. Понятно, что эта сфера охватывает не весь спорт, а лишь коммерческие его виды — то, на чем удается хорошо заработать. Но и среди этих видов можно провести дифференциацию по спортивному признаку.

Чем профессиональный бокс отличается от других видов спорта, а также от бокса любительского? Отсутствием спортивного принципа. Это система, в которой не проводится никаких регулярных соревнований, где бы устанавливались сильнейшие на данный момент спортсмены или команды. Взять, к примеру, теннис. Каждый год проходят турниры «Большого шлема». И все, кто претендует как на денежный куш, так и на титул сильнейшего, участвуют в них. Если не готов — травма или еще что-то — это твои проблемы, жди следующих соревнований. Так же и в других видах. Но только не в профессиональном боксе. Здесь все исходит исключительно из коммерческой заинтересованности. Но если отсутствует спортивный принцип, то это уже не спорт, это... шоу-бизнес.

Сегодня разговор о профессиональном боксе ведется на крайне поверхностном уровне — о том, кто кого побил, кто на какое место переместился в каком-нибудь рейтинге и кто с кем договорился о следующих поединках. О том же, что представляет собой вся эта кухня, если и говорят, то где-то на далекой периферии.

В фильме «Кличко» спортивный журналист Хартмут Шерцер заявил: «Я считаю, что братья Кличко — самые интеллектуальные тяжеловесы в истории бокса. Сила и культура, воля к разрушению и интеллект — такое сочетание качеств является неповторимым».

Но тут возникает ряд вопросов. Почему в Германии, необычайно спортивной стране, нет таких боксеров? И почему в США — мировом флагмане спорта — мы не видим на авансцене белокожих боксеров? Чем объяснить, что чернокожие американцы утратили свое безраздельное господство на профессиональном ринге? Почему львиная доля чемпионов последнего десятилетия приходится на бывший Советский Союз?

Начнем с последнего. Николай Валуев и Олег Маскаев, Султан Ибрагимов и Руслан Чагаев, Сергей Ляхович и Александр Поветкин — боксеры-тяжеловесы, бравшие пальму первенства согласно различным версиям. Ну и конечно — нынешние короли ринга Виталий и Владимир Кличко. Таким образом, полувековое — начиная с легендарного Джо Льюиса — господство чернокожих американцев сменилось преобладанием наших земляков. На одном из интернет-сайтов об этом говорится следующее: «В странах бывшего СССР этот феномен обычно объясняют высоким уровнем советской школы бокса. В остальном мире более популярно другое объяснение — то, что с ростом уровня жизни афроамериканцев они стали предпочитать менее травмоопасные виды деятельности. А белые американцы нашли себе другие занятия еще лет тридцать назад».

Все это перекликается с приведенными выше словами Леймона Брюстера о маргинальности профессионального бокса. Но сегодня (опять-таки из сугубо коммерческих интересов) не выгодно рассказывать об этом всей правды, иначе может возникнуть проблема с количеством потребителей. А если начать раскручивать подноготную этой сферы — представляете, что вылезет?

Резюмируя сказанное и возвращаясь к первоначальной нашей мысли, заметим, что каждому народу нужны национальные герои. И если таковых нет в реальности, то их либо придумывают, либо извлекают из «запасников», то бишь из смежных с жизнью пространств — специфических, искусственных. Таким «запасником» псевдогероев ныне является профессиональный спорт.

Конечно, сейчас не время Юрия Гагарина и ему подобных первооткрывателей. Но это вовсе не значит, что в наши безблагодатные дни не может быть тех, на кого стоит равняться. Вот легендарный и в то же время живой спортсмен и спасатель Шаварш Карапетян; вот майор Сергей Солнечников, ценой собственной жизни спасший своих подчиненных — солдат-новобранцев; вот ежедневно спасающий людей на операционном столе донецкий хирург Эмиль Фисталь, да мало ли кто — например, Роджер Уотерс — не просто музыкант, и даже не просто композитор, приумножающий сокровищницу мировой культуры, но еще и человек, неравнодушный к происходящему в мире и стремящийся своим творчеством пролить на это свет.

Но разве стоит равняться на того, кто абсолютно ничего не приумножает, а является продуктом дьявольской системы 3Д — «деньги делают деньги»? И дело здесь не в самих братьях, не в личных их качествах, достоинствах и недостатках — дело в той сфере, к которой они принадлежат.

Есть ли что-нибудь циничнее профессионального бокса? Есть — политика! И посему вывод: глазея в «ящик» и потребляя скармливаемый нам фастфуд, нужно стремиться видеть хотя бы немного больше того, что показывают. Видеть то, что остается за кадром.

Возвращаясь к фильму Денхардта «Кличко», обратим внимание на два любопытных эпизода. Когда впервые показывают Виталия, выходящего на ринг, музыкальным сопровождением выступает не что иное, как песня Hells Bells («Адские колокола») в исполнении австралийской рок-группы AC/DC:

«Я — раскатистый гром,

хлещущий дождь,

Я наступаю, как ураган,

Моя молния вспыхивает

через все небо,

Ты юн, но ты умрешь,

Я не буду брать пленных,

я буду беспощаден,

У меня есть свой колокол,

я хочу послать тебя в ад,

Я достану тебя.

Сатана достанет тебя...»

И еще: показывая фрагменты биографического плана, а именно жизнь в воинских гарнизонах, занятия солдат физподготовкой (отец братьев был кадровым советским военным), создатели фильма почему-то сопроводили их песней «Священная война»: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой, с фашистской силой темною, с проклятою ордой...»

Что бы это значило?

http://2000.net.ua/2000/aspekty/sport-revju/79952

c6_klichko_01.jpg

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Таке враження, що про автора статті докумєнтальний фільм не зняли і він крєпко абідився

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Заархівовано

Ця тема знаходиться в архіві та закрита для подальших відповідей.



×
×
  • Створити...