Перейти до змісту

"Охота за шаттлом" + "Запуск шаттла"


ursa

Рекомендовані повідомлення

Охота за шаттлом

img_1479.jpg

Однажды, мы совершенно спонтанно решили посмотреть, как запускают Спейс Шаттл с мыса Канаверал во Флориде. Это была миссия STS-119 шаттла Дискавери. Изначально запуск планировался на 12 февраля. На форуме Винского я нашел топик, где давалась ссылка на страницу с рекомендациями по наблюдению за запусками: http://www.launchphotography.com

Как и сказано по этой ссылке, билеты на запуск поступили в продажу за 6 недель до запуска. Я целился на LTT (Launch Transportation Tickets — билеты на узкую полосу земли, идущую через маленький залив, откуда открывается прямой вид, на стоящий на пусковой площадке Шаттл). Купил на всю семью (3 билета). Все, что говорится в ссылках - правда. Билеты LTT разошлись в течение 3 минут после того, как поступили в продажу. Билеты LTT+завтрак с астронавтом держались в продаже чуть дольше, кажись минут 10.

Будучи счастливым обладателем билетов на лучшие места доступные для простой публики, я начал планировать поездку. Заказал в прокате 300мм объектив + х1.4 телеконвертер. Купил новый бинокль. Мы с Нат спланировали поездку по Флориде после запуска. В общем, пока астронавты и шаттл выполняли свою программу подготовки, мы выполняли свою. В 20-х числах января были куплены билеты на самолет, зарезервированы отели. Я взял отпуск на 11 - 13 февраля, несмотря на готовящийся релиз проекта, в котором являюсь главным исполнителем.

В конце января в официальных сводках начали появляться какие-то невнятные заметки о водородных клапанах, но ничего конкретного. Дата запуска оставалась прежней.

30 января. Запуск по-прежнему планируется на 12 февраля. Экипаж проходит предполетные медосмотры, мы начинаем составлять детальные списки необходимых вещей

3 февраля. Происходит заседание Исполнительного комитета, которое должно закончится в 6 вечера. Но в 6 вечера заседание продолжается и обещают закончить в 7:30. На самом деле заседание продолжается до 8 вечера. Результат - запуск перенесен на «не ранее чем» 19 февраля. Клапаны таки оказались проблемными.

Билеты, гостиницы, прокатная машина - все невозвращаемое. На следующий день снимается оплата за объектив и конвертер и 4 февраля они высылаются прокатной фирмой.

6 фераля происходит еще одно заседание еще одной коммиссии. Вердикт - запуск не ранее, чем 22 февраля

Матюкаясь и в мрачном расположении духа 11 февраля мы вылетаем во Флориду, зная, что главный пункт программы - запуск, мы не увидим.

img_0532.jpg

Прилетев во Флориду, мы поехали в Титусвилль — город, из которого видны пусковые площадки шаттлов. Где-то вдалеке, подернутые дымкой, виднелись две площадки и правее них возвышалось здание VAB – ангар, где шаттл устанавливают на оранжевый бак и присоединяют белые твердотопливные ускорители. Тут же тусовалась американская пара, приехавшая посмотреть на запуск и получившая жестокий облом. По цвету кожи, напоминавшему вареных раков сразу было видно — не местные. Февраль на флоридских пляжах, это не февраль в Канзасе. Пожаловавшись друг другу на судьбу мы с американцами долго рассматривали фермы, пусковой установки, в 12 милях от нас, пуская по кругу наш бинокль. Но смотреть было не на что. С такого расстояния видна установка, но сам шаттл закрыт защитной «дверцей» и плюс к этому все сооружение скрывает даже то, что не закрыто этой «дверцей».

img_0588.jpg

Мы уже садились в машину, когда к нам подошел еще один американец. Кивнув на здоровый телеобъектив и бинокль, сказал, что сразу признал в нас настоящих охотников за шаттлом. Перекинувшись парой слов «за жизнь» он спросил, знаем ли мы, что космический корабль можно увидеть гораздо ближе, даже ближе, чем из космического центра? У меня от таких слов отвалилась челюсть.

- Ближе, чем из центра? Это как же?

- На мысе Канаверал, есть пляж, который называется Playalinda Beach. Оттуда открывается отличный, открытый вид на шаттл примерно с расстояния трех миль. Причем, если смотреть на шаттл из космического центра, то все равно ничего не видно, кроме пусковой установки, а с пляжа вы увидите гораздо больше.

Мужик начал объяснять, как проехать на этот таинственный пляж, но потом увидел, стоящий в нашей машине GPS и предложил просто показать это место на карте прибора. Мы не могли поверить в свою удачу — если бы не этот мужик, то мы бы даже и не подумали ехать в этом направлении. На прощание американец рассказал, что сам, когда только переехал во Флориду много лет назад, не упускал шанса посмотреть на запуски шаттлов и очень понимает тех людей, которые едут за тридевять земель ради такого случая.

img_0644.jpg

огда мы подъехали к пляжу Playalinda Beach, то поняли, что вид из Титусвилля не идет ни в какое сравнение с тем, что открывается оттуда. Ближайшая пусковая установка возвышалась всего в двух с половиной километрах от нас, а вторая, на которой стоял готовый к запуску шаттл — в пяти километрах. Все сооружения были такие огромные, что даже с такого расстояния, когда смотришь на них в бинокль, то кажется, что можно потрогать рукой ярко-оранжевый водородный бак челнока. Сам челнок, к сожалению, было не видно даже оттуда, потому что с этого пляжа шаттл виден как бы со стороны «брюха» - оранжевого бака. Но это нас не сильно расстраивало, потому что до запуска челнок не виден вообще ни с какой точки. Как я уже говорил выше, его закрывают специальной защитной «дверцей», которую открывают только за 12 часов перед запуском. Вдоволь нащелкавшись на фоне космического бака мы поехали обратно в Орландо, где нас ожидали встречи с аллигаторами и поездки по болотам на аэросанях.

На всякий случай замечу, что смотреть запуск с этого пляжа невозможно. Он находится в «зоне поражения» и его закрывают для общественного доступа за 48 часов перед запуском. Нам повезло еще и тем, что запуск был отменен и поэтому пляж не закрыли.

А хронология запуска тем временем продолжалась.

img_0671.jpg

13 февраля НАСА все никак не может определиться, что делать с клапанами и и запуск переносится на «не ранее», чем 27 февраля.

20 февраля. НАСА уходит на совещание. Обещают закончить к 8:30 вечера... к 10:15 вечера... к 10:30 вечера (мы уже знаем, чем заканчиваются такие затянувшиеся ночные бдения насовских комиссий и настроены вполне философски - наш шанс мы уже удачно профукали). Заседание заканчивается. Результат - No Go for Feb. 27 launch. Комиссия решает встретиться 25 февраля и тогда все решить.

25 февраля. НАСА производит полную оценку ситуации с водородными клапанами и принимает предварительное решение о запуске 12 марта. Но до 4 марта даже не пытаются прогнозировать насколько эта дата реалистична.

4 марта обещают, что через два дня проведут пресс-конференцию и назовут точную дату. Пока что «предварительная дата запуска» - 11 марта. Я знаю, что 11 марта у меня день релиза, который откладывался и переносился столько же раз, сколько и запуск самого шаттла. Мне нифига не светит.

6 марта проходит пресс-конференция. НАСА дает добро на запуск 11 марта и запускает в ход весь регламент связанный с инициацией обратного отчета.

Мы начинаем искать кому бы продать-отдать-подарить LTT tickets. Все знакомые выражают интерес, но отказываются - слишком мало времени для планирования поездки. Нат принимает решение ехать одна.

7 марта я упоминаю о пропадающих билетах своему начальнику, сидящему во Франции. Его реакция - «А какого черта ты сидишь и не едешь? Какой нафиг релиз? Немедленно езжай и запускай шаттл, с релизом мы сами разберемся без тебя!»

8 марта мы заказываем новые билеты во Флориду. Я снова заказываю объектив в прокате. В этот раз берем 400мм + х1.4 конвертер + хороший штатив с хорошей головой. Времени остается в обрез, заказываю срочную доставку. Все фотожелезо $300 + $100 доставка + $500 билеты.

img_1679.jpg

11 марта. День запуска

Запуск запланирован на 21:20.

Обратный отсчет идет по плану. В час ночи открывают Rotating Service Structure (RSS - «дверь», которая закрывала шаттл, стоящий на платформе). Мы вылетаем во Флориду из Нью-Йорка в 6 утра. Спали буквально 3 часа.

В полдень приезжаем в Kennedy Space Center. Все по плану. Автобусы на NASA causeway (место, куда у нас билеты - лучшее место для наблюдения запуска) будут отправляться начиная с 6 вечера.

Смотрим центр. Больше всего впечатляет Saturn V - охренная байда. Смотрим на шаттл с площадки VIP и журналистов. Пока сюда пускают всех. В 4 часа всех простых смертных (вроде нас) выгонят отсюда. Нас это не расстраивает - хоть VIP площадка и ближе чем causeway, но зато шаттл с нее виден плохо - мешает раскрытая RSS. C causeway шаттл виден «со спины». Потираем руки, посматриваем на часы - нужно занимать очередь к автобусам заранее. Кстати, вид на шаттл с Playalinda Beach, действительно лучше, чем из центра.

На дорогах космического центра стоят знаки "0 days to the next launch" (0 дней до следующего запуска)

14:45 - в магазине сувениров вижу кассиршу, разговаривающую с несколькими покупателями. Ухо улавливает страшное слово «scrubbed» (отмена запуска). Останавливаюсь, прислушиваюсь. Вроде бы нашли какую-то поломку, но пока еще ничего официального не говорили. Мне становится не очень хорошо.

15:30 или около того. Водитель в экскурсионном автобусе официально говорит об отмене запуска - «Подробностей не знаю, сейчас приедем в Центр, там вам скажут точно». В Центре нам точно говорят, что тысяча долларов, которую мы потратили в этот раз на билеты и фотоаппаратуру снова пошла коту под хвост. За 6 с лишним часов до запуска была обнаружена течь водорода в системе отвода газов от пусковой площадки. Обещают отремонтировать к завтрашнему дню. Вяло ходим по центру. Уже нифига не интересно. Не уверенно обсуждаем, стоит ли оставаться до завтра. Поздно вечером на выходе узнаем еще одну новость - запуск перенесен на 15 марта. Это через 4 дня. Оставаться никак невозможно.

Полночь. Сидим в аэропорту, ждем самолета.

sany1899.jpg

12 марта. 5 утра. Садимся в самолет. В 9 утра в Нью-Йорке. Мне на работу. Не спал две ночи. Потратил 1000 долларов. Нифига не увидел и не сфотографировал. 15кг фотожелеза, которое оказалось нафиг не нужным, оттягивают плечо. Впереди целый рабочий день - разбор полетов релиза, который состоялся без меня. В отличие от шаттла проект таки был запущен в строй.

15 марта. 16:22 - 3 с половиной часа до запуска. Мы с Нат смотрим НАСА ТВ сидя на диване, где показыают в прямом эфире, как астронавты одеваются в скафандры и готовятся к посадке в шаттл. Ехать на запуск в третий раз у нас уже не хватило денег.

Вот такие пироги...

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Запуск шаттла

endeavour-flag.jpg

Ровно через год после первой охоты за шаттлом, которая закончилась полным провалом, мне на e-mail неожиданно пришло напоминание, что 7 февраля планируется запуск шаттла Endeavour. Посоветовавшись с Нат, я решил снова попытать счастья в покупке заветных билетов на NASA Causeway. За 8 недель до запуска билеты поступили в продажу, но оказалось, что в этот раз НАСА изменило правила покупки и теперь нужно ожидать очереди в каких-то виртуальных комнатах ожидания у них на сайте. Когда через 10 минут после начала продаж очередь дошла до меня, билетов на Causeway конечно же уже не было. (Напомню, что в 2009-м году билеты разошлись за 3 минуты после поступления в продажу).

Разочарованный, я купил обычные билеты, по которым на запуск шаттла можно смотреть из Космического Центра им. Кеннеди. Но оттуда смотреть не так уж и интересно: хотя он находится всего лишь в шести милях от стартового комплекса, там нет прямой видимости, потому как деревья плотно закрывают обзор. Сам же космический корабль становится виден только через несколько секунд после запуска, когда он уже поднялся в небо. Именно поэтому мы решили смотреть на запуск из Титусвилля, а билеты купили лишь только для того, чтобы посетить Центр на следующий день.

shuttle-tv.jpg

Подготовка к поездке во Флориду напоминала уже становящийся привычным ритуал. Заказ оптики на LensRentals.com, покупка билетов, заказ машины на прокат. Гостиницу в этот раз мы решили не брать — старт запланирован на 4:39 утра в ночь с субботы на воскресенье. Мы прекрасно знали, что шаттлы практически никогда не запускаются с первого раза, но оставаться во Флориде на несколько дней не входило в наши планы. Если запуск отменят, то мы рассчитывали ограничиться простым походом по Космическому Центру им. Кеннеди и после этого лететь обратно в Нью-Йорк. Мы с Нат уже были в там в прошлом году, но Юлька в тот раз туда не смогла с нами попасть, а ей очень хотелось побывать в этом Центре.

В субботу вечером, чуть более чем за 10 часов до старта, мы вылетели из Нью-Йорка. В самолете авиакомпании Jet Blue все кресла оборудованы индивидуальными телевизорами, и мы получили шанс посмотреть коротенькие заметки о запуске в новостях каналов CNN и Fox News прямо в полете. Последние новости сообщали, что подготовка всех систем идет по плану и вероятность запуска составляет 80% в зависимости от погоды. Все шло хорошо и ничто не предвещало надвигающейся неудачи...

День 1

kennedy-point-park.jpg

В парк Kennedy Point в Титусвилле мы прибыли в 10 часов вечера, за 6 с половиной часов до старта. Здесь нас ожидал первый сюрприз — все парковочные места были заняты. Машины стояли под каждым кустиком, на местах отведенных для парковки и просто на любом мало-мальски свободном клочке земли. Но никогда не унывающая по поводу парковок Нат, не опустила рук и, покрутившись пять минут на казалось бы безнадежно забитом пространстве, вдруг нашла узкую полоску свободной земли между пальмой и какими-то кустами, куда как раз могла втиснуться наша машина. Здесь же у костра грелись несколько человек, приехавших раньше. Да-да... именно грелись. Я бы никогда не подумал, что во Флориде могли стоять такие холода. На улице было 5 градусов тепла — такая же температура, как в зимнем Нью-Йорке, откуда мы только что приехали. Единственная разница состояла в том, что в Нью-Йорке это была дневная температура, а во Флориде — ночная.

Поставив машину, мы пошли к воде. Здесь тоже почти все места вдоль забора, увы, оказались заняты. В основном люди просто ставили раскладные кресла и, «застолбив» свой участок, уходили спать в машины. Раскладных кресел у нас не было. Перевезти такое кресло самолетом обошлось бы примерно во столько же, сколько оно стоило в магазине. К тому же мы взяли с собой несколько одеял и циновок, чтобы постелить на землю. Вдобавок к этому мы везли фотоаппаратуру (штатив и оптику). Поэтому нагружать себя еще и стульями в придачу уже не было возможности. Мы нашли место как раз напротив скамейки. Бросили циновку и поставили штатив, чтобы занять место у забора, а сами укутались в одеяла и приготовились ждать.

launchpad-lights.jpg

В двенадцати милях перед нами стоял шаттл, готовящийся к запуску. Самого космического корабля не было видно — его закрывали от нас фермы пусковой установки. Ночное небо крест-накрест рассекали лучи прожекторов, направленные на стартовую площадку. Лишь этот остров света сиял в темноте, а вокруг нас стояла ночь. Звезды мерцали в вышине, и черное небо то и дело расчерчивал след метеора. Слышались приглушенные голоса тех, кто не ушел спать в машины. Обстановка имела какой-то оттенок загадочности: тихая флоридская ночь, холод, пробирающийся под покровы одеяла, а где-то там, впереди — ракета, готовящаяся рвануть в небо.

В два часа ночи к нам присоединилась Юлька, до этого спавшая в машине. Мы сидели втроем на скамейке, время от времени прикладывая к глазам бинокль, чтобы еще раз взглянуть на пусковую площадку. Вид из Титусвилля открывался не самый идеальный. Все-таки двенадцать миль - это не маленькое расстояние.

Минус девять минут

titusville-cold.jpg

В третьем часу с северо-запада начали наползать облака. Медленно, но уверенно за один час они затянули все небо над нами. Пространство вокруг нас начало заполняться людьми. Кто-то сказал, что по радио передали о снижении вероятности запуска по погодным условиям до 30%. Где-то в начале четвертого появился мужичок с радиоприемником настроенным на волну, где НАСА передавало информацию о подготовке к старту. Мужик был одет в джинсы и футболку (это-то при пяти градусах тепла и очень свежем океанском бризе!) и громко и оживленно комментировал все происходящее вокруг. Кто-то предложил ему свое одеяло, но он гордо отказался. Каждый из нас хоть раз встречал таких людей. Они не могут остановиться ни на секунду и говорят без остановки: не важно, слушает их кто-то или нет, им нужно говорить и говорить. И этот мужик говорил. Громко. Но надо сказать, что рассказывал он довольно интересные вещи и детали, которых мы не знали. Например, он показал на огни реактивного самолета, кружащего где-то над космодромом, и объяснил, что это тренировочный самолет, который используется для имитации посадки шаттла при возвращении из космоса.

За полчаса до запуска собралось внушительное количество народа, и толпа стала напирать на впереди стоящих и сидящих. Не особо церемонясь, люди топтались по нашей циновке. По радио передавали об озабоченности по поводу низкой облачности, но выражали надежду на то, что в облаках откроется окно, достаточное для запуска шаттла. За девять минут до старта радио сказало, что-то неразборчивое, мужик, делавший комментарии, бодро вскочил с камней, крикнув: «Ну, вот и все на сегодня» и быстрым шагом удалился в сторону стоянки машин. Люди с недоверием переглядывались. До всех нас, стоящих под порывами ледяного ветра, начинало постепенно доходить понимание чего-то нехорошего. Запуск был отменен в 4:30 утра за 9 минут до старта и запланирован на следующий день, на 4:15 утра. Толпа стала рассасываться. Люди понуро складывали стулья и штативы, сворачивали одеяла. Ощущение таинственной предпраздничной атмосферы сменилось атмосферой разочарования. Когда мы добрались до своей машины, на выезд с парковки уже выстроилась очередь из автомобилей. Нам же ехать было некуда. Поэтому мы разложили сидения и легли спать прямо в машине. На утро у нас был запланирован визит в Космический Центр имени Кеннеди.

День 2

shuttle-plaza.jpg

Утром мы собрались на семейный совет (насколько можно «собраться» после совместной ночевки в одной машине). После короткого обсуждения было принято решение остаться во Флориде на следующую ночь, чтобы еще раз попытаться увидеть запуск. Некоторое смущение вызывали плотные низкие облака, затянувшие небо от края до края, но вопрос погоды мы ожидали окончательно выяснить уже в Космическом Центре.

Когда мы пришли на космодром, Нат первым делом направилась в информационный центр выяснить, как обстоят дела с запуском. Дела обстояли точно так же, как и сразу после вчерашнего фиаско — старт был запланирован на 4:15 утра. Еще по дороге из Титусвилля Нат сказала, что было бы неплохо попытаться купить билеты на сегодняшний запуск на NASA Causeway, на что я, помня ту скорость, с которой разлетались эти билеты, только посмеялся. Тем не менее, она все же спросила о билетах на NASA Causeway в кассах, где в ответ лишь пожали плечами.

Тут нужно сделать небольшое отступление, чтобы понять, о чем говорила Нат. Как я уже писал, билеты, для наблюдения за запуском, продаются в два места: NASA Causeway и Космический Центр. Лучшее место - NASA Causeway, но билеты туда имеют один большой недостаток. Он связан с тем, что это место находится на дороге, идущей через лагуну под названием Банановая река. Как лагуна, так и дорога находятся на территории космодрома и доступ туда возможен только на специальных экскурсионных автобусах, на которые и продаются эти билеты. Но их забирают при посадке в автобус за 2-3 часа до запуска. Таким образом, если старт отменяют после того, как люди погрузились в автобусы, эти билеты пропадают и снова поступают в продажу. Те же, кто выехал на NASA Causeway, должны покупать билеты по второму разу, если они все-таки хотят посмотреть на старт. Вчерашний запуск был отменен за 9 минут. Разумеется, что все билеты были уже использованы и должны были продаваться по второму разу. Именно на это и рассчитывала Нат.

Я в такие вещи не верил и считал, что все это хождение с выяснением вопроса по поводу билетов — пустая трата времени. Все равно, что выспрашивать «лишний билетик» перед театром с бешеным аншлагом. Поэтому я оставил Нат и Юльку у информационного киоска, а сам пошел фотографировать «Ракетный сад» в надежде, что солнце выйдет из-за облаков хотя бы на минуту.

sts-130.jpg

shuttle-briefing-room.jpg

shuttle-plaza-2.jpg

Побродив между ракет, я пошел обратно и обнаружил Нат с Юлькой уже не у информационного киоска, а в очереди в отдел работы с общественностью, где они как раз разговаривали с представителем Космического Центра. Подойдя поближе, я услышал уже лишь конец их разговора. Но больше чем услышанное, меня поразило увиденное: Юлька держала в руках три оранжевых билета — те самые билеты, которые выдаются на автобусы, идущие на мост через Банановую реку, на NASA Causeway! Оказывается, что в информационном киоске им посоветовали обратиться в отдел работы с общественностью, который как раз и занимался реализацией непроданных излишков, появившихся после вчерашней отмены старта. От радости я чуть не грохнулся в обморок прямо перед всей очередью. Настроение у всех сразу же поднялось на космические высоты, и мы с легкой душой отправились осматривать Космический Центр.

Все вокруг было пропитано духом подготовки к запуску. Перед входом в Центр стояли флаги США и шаттла Эндевор. В самом комплексе посетителей все было украшено флагами миссии STS-130. Космический Центр имени Кеннеди — большой комплекс. Возможно, когда-нибудь позже я напишу о нем отдельную заметку, а сейчас вернусь к истории о запуске шаттла Эндевор.

bus-line-ltt.jpg

Центр Кеннеди закрывался в 5:30 вечера с тем, чтобы снова открыться уже в 10 вечера для тех, кто пришел смотреть на запуск шаттла. Автобусы на NASA Causeway уходили с часу до двух ночи. Перед входом вытянулись длиннющие очереди людей с сумками, раскладными креслами и штативами. До автобуса оставалось еще 3 часа, и я решил немного побродить по ночному комплексу. На большой лужайке рядом с «Ракетным садом» были установлены трибуны и большой экран, на котором транслировалась подготовка Эндевора к запуску. Отсюда старт смотрели те, кто не смог попасть на NASA Causeway. Второе место, облюбованное поклонниками космических пусков, находилось на лужайке между Shuttle Plaza (там, где стоит оранжевый бак) и знаком «Комплекс посетителей Космического Центра им. Кеннеди». На обеих лужайках уже начинали собираться люди, занимая места поближе к ограждению, чтобы иметь лучший вид на взлетающий космический корабль. Но, как я уже говорил, саму пусковую площадку из комплекса не видно.

В 11 часов уже начала собираться очередь из тех, кто имел оранжевые билеты на NASA Causeway. Мы тоже влились в эту пеструю группу и расположились, бросив на асфальт сумки с одеялами. Судя по разговорам, большинство окружающих нас людей были здесь и вчера. Я перекинулся парой слов с контролерами, проверяющими оранжевые билеты, спросив насколько сегодняшняя очередь сравнима со вчерашней.

- Даже и близко не похоже на то, что было вчера, - покачал головой контролер. - Вчера была толпа в несколько раз больше, чем сегодня. Это просто несравнимые вещи.

Соседи по очереди, с которыми мне удалось поговорить, подтвердили слова контролера. Отмена запуска отсеяла огромное количество людей. Кто-то не смог прийти во второй раз, кто-то мог уделить запуску ночь с субботы на воскресенье, но не мог потратить ночь с воскресенья на понедельник, кому-то нужно было лететь домой. Я вспомнил, как в прошлом году мы разговаривали с людьми, приехавшими посмотреть на запуск с самых дальних уголков Штатов и которые были вынуждены уехать ни с чем. Возможно, какую-то роль сыграло то, что в этот воскресный вечер проходил чемпионат США по американскому футболу, и кто-то выбрал футбол.

NASA Causeway

bus-loading-ltt.jpg

В полпервого ночи началась посадка в автобусы. Мне казалось, что в очереди собрались тысячи людей. Но организаторы знали свое дело и с удивительной легкостью манипулировали людскими потоками, распределяя нас по автобусам. Оранжевые билеты действительно забрали (не сканируя компьютерный штрих-код), и выдали взамен ваучер, на котором было написано, что в случае отмены запуска этот ваучер можно использовать для покупки нового билета.

И вот мы уже едем к Банановой реке. NASA Causeway — насыпь длиной в несколько километров через Банановую реку. В самой восточной части были установлены трибуны для зрителей, но мы их проехали не останавливаясь. По всей видимости, этот участок был отведен для каких-то других групп. Пресса? Работники НАСА и Комплекса посетителей? Наши автобусы выгрузили нас сразу же за мостом, напротив большого острова. Места здесь было даже больше, чем на лужайках в Космическом Центре. На траве хаотично стояли раскладные стулья для таких «безстульчиковых» посетителей как мы. Количество этих стульев, конечно же, и близко не было рассчитано на всех приехавших, но было достаточно для тех, кто приехал в первых автобусах. Мы легко заняли место у самой веревки, ограничивающей выход к воде. За веревкой насыпь уходила в Банановую реку, а дальше... Дальше тянулась ночь, и в этой ночи огромной белой жемчужиной сиял шаттл Эндевор, готовый к старту.

endeavour-launchpad.jpg

Этот вид просто несравним с тем, на что мы смотрели из Титусвилля. Даже если бы запуск снова отменили, я был бы все равно рад тому, что смог увидеть: шаттл и его оранжевый бак настолько огромны и высоки, что даже с расстояния в шесть миль хорошо видны невооруженным глазом. Смотря в наш десятикратный бинокль, казалось, что можно протянуть руку и коснуться этой сияющей белой машины. Воздух над водой колебался, и это мешало сделать идеальную фотографию шаттла на старте. По моим прикидкам объектива с фокусным расстоянием 400мм было вполне достаточно для съемки старта. Я сделал несколько снимков с телеконвертером х1.4, что давало 560мм, но убрал телеконвертер, чтобы снимать сам запуск.

nasa-causeway-night.jpg

До старта оставалось 2 часа. Ночь была ясной, и над нами сияли звезды. А в это время откуда-то с юга из-за спины небо затягивали облака. Все это начинало сильно напоминать вчерашнюю ночь. На лужайке стоял громкоговоритель, по которому передавали информацию о подготовке к запуску. Вероятность запуска держалась на 60 процентах. В процедурах подготовки, есть несколько «окон ожидания», когда обратный отсчет останавливается на какие-то определенные промежутки времени и это время используется для каких-то особых технических нужд. Последнее такое «окно» открывается за полчаса до старта и тянется до времени Т-9 минут. Все системы подготовки к запуску работали отлично, и комментатору было не о чем нас информировать на протяжении всего этого окна ожидания. Лишь изредка он выражал осторожный оптимизм по поводу погоды. Мы сидели, укутавшись в одеяла, ежась от пятиградусной флоридской ночи, и смотрели, как, появившийся над нами огромный разрыв в облаках, медленно дрейфовал в сторону пусковой площадки. За девять минут до старта окно ожидания закончилось, громкоговоритель снова ожил, и нам сообщили, что синоптики дают добро на старт. У толпы вырвался вздох облегчения. Все вокруг делали последние приготовления у своих фото и видео камер, доставали бинокли и сбрасывали спальные мешки.

В последние минуты перед стартом комментарии о готовности систем валились как из пулемета. И вот, пошел последний отсчет. Пять секунд до старта — под шаттлом вспыхивает красный огонь. Я делаю снимок и... Тут на меня находит какой-то ступор. Я знаю, что нужно отключить автофокус на объективе. Я был к этому готов давным-давно. Но я смотрю на переключатели объектива, как в афишу коза и ничего не могу сделать.

«Старт!»

endeavour-launch.jpg

Над площадкой взметаются клубы дыма и пара. Я нажимаю на спуск камеры и объектив теряет фокус. Фотографий старта у нас не будет. Весь космодром залит ярким желто-оранжевым светом. Звук от стартовой площадки до лужайки идет 30 секунд. В тишине из клубов дыма на огненном хвосте поднимается шаттл. Зрелище совершенно сюрреалистическое. Над толпой проносится всеобщее ликование, и крики радости тонут в низком, утробном рокоте ракетных двигателей, наконец-то докатившемся до нас по воде. Космический челнок Эндевор отправляется в свое предпоследнее путешествие к международной космической станции.

Как же я был зол на себя за то, что не смог выключить автофокус! Всю дорогу обратно от Банановой реки в Космический Центр я сидел словно в злобном трансе. Я и сейчас зол и очень расстроен. Единственное, что меня утешает — то, что мы все-таки смогли посмотреть на один из пяти последних запусков оттуда, откуда хотели, мы все-таки видели это своими глазами. А фото старта... Что ж, у НАСА фотографии все равно лучше. Главное, что мы там были.

endeavour_30sec.jpg

© и ©

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Заархівовано

Ця тема знаходиться в архіві та закрита для подальших відповідей.


Hosting Ukraine
AliExpress WW


×
×
  • Створити...