Перейти до змісту

Дина Верни


Tolik_lt

Рекомендовані повідомлення

20090201_dina_vierny_and_aristide_maillol.jpg

38557408_dina_verni.jpg

Дина Айбиндер родилась в музыкальной еврейской семье в Кишинёве (в ту пору в составе аннексированной Румынией Бессарабии).[7][8][9][10] Её отец, Яков Айбиндер (9 декабря 1889, Кишинёв, Бессарабская губерния — 12 декабря 1943, концлагерь Освенцим, Польша)[11][12] был пианистом, мать — музыкантом, тётя — оперной певицей.

В 1925 году семья покинула Румынию и поселилась в Париже, где её отец устроился аккомпаниатором сеансов немого кино. Там, когда ей было 15 лет, друг её отца архитектор Жан-Клод Дондел познакомил её со знаменитым скульптором, тогда уже непререкаемым и престарелым классиком 73-х лет Аристидом Майолем и Верни стала его излюбленной моделью. Он представлял её в виде разнообразных ню в бронзе, мраморе и прочих материалах (композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и множество других) и благодаря этому творческому содружеству вновь начал рисовать. Верни позировала также Матиссу, Боннару и Дюфи, главным образом во время каникул от учёбы в Сорбонском университете. Была знакома с Бретоном, Дюшаном, С. Поляковым, С. Шаршуном; снималась в кино вместе с Жаном-Луи Барро и Бернаром Блие.

Скульптура Д.Верни работы Майоля

В годы Второй мировой войны Дина Верни принимала участие в движении Сопротивления — сначала в Париже, затем (с конца 1939 года) в Банюле — в имении Майоля, который укрывал её во время оккупации. В тайне от Майоля Верни осуществляла переправку беженцев через Пиренеи в Испанию, сотрудничая с марсельской подпольной группой американского журналиста Вариана Фрая, была арестована французской полицией и освобождена при вмешательстве Майоля, который направил её в Ниццу к Анри Матиссу.[13] Однако вскоре она нелегально отправилась в Париж, где в 1943 году была вновь арестована, на этот раз Гестапо, и освобождена после 6 месяцев тюремного заключения после обращения Майоля к Арно Брекеру и ходатайства последнего. Отец Верни был депортирован и погиб в Освенциме.[14][15][16]

27 сентября 1944 годa Майоль погиб в автокатастрофе, всё свое состояние и все свои коллекции он завещал ей. С этого момента Дина Верни становится галеристкой в Париже, одной из самых успешных. С 1947 годa ей принадлежит галерея на ул. Жакоб в VI округе Парижа. На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, тот же VI округ), который, кроме работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается исключительно высоким уровнем выставок. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры).

Дина Верни — соавтор многочисленных альбомов и каталогов современных художников, в том числе Франсуазы Жило, Сержа Полякова, Эрика Булатова, Андре Бошана, Жюля Паскина и Аристида Майоля.

Тогда как родители Верни придерживались социал-демократических взглядов, она сама была сторонницей троцкизма.[17]

Её сын Бертран Лоркен (Bertrand Lorquin) — искусствовед, автор и соавтор (вместе с матерью) каталогов Майоля и ряда других художников. Другой сын — Оливье Лоркен (Olivier Lorquin, род. 1949) — литератор, директор фонда Верни.

50083451_verni.jpg

Одна из самых преуспевающих галерейщиц Парижа, дама русского происхождения Дина Верни была в семидесятые годы в Советском Союзе Блатной Певицей Номер Один. Хотя записала в своей жизни всего один альбом!!!!!!. А дело в том, что альбом того стоит.

Дина Верни эмигрировала в Париж вместе с родителями в 1926 году, когда ей было всего 7 лет.

В следующий раз она попала в Россию только в 1959-м, в сорокалетнем возрасте. К тому времени она уже богата и весьма известна в Париже. Выйдя замуж за французского скульптора Майоля и впоследствии унаследовав его состояние, она занимается галерейным бизнесом, близко знакомится с Пикассо и Матиссом, и вообще, вовсю крутится в Парижском бомонде.

И вот такая себе европейская дама приезжает в Советский Союз. После смерти Сталина прошло всего несколько лет. Из лагерей начинают потихоньку возвращаться политзаключенные, среди которых много творческой интеллигенции. Эти люди приносят с собой лагерные песни, которые поются под гитару по кухням. Знакомясь с российскими художниками-авангардистами, диссидентами Дина неоднократно слышит эти песни и они поражают ее своей своеобразной поэзией, странным контрастом грубости и нежности, лиричности и грубой силы.

В общем, Дина Верни не на шутку увлекается блатным фольклором. Возникает вопрос: как вывести записи за границу? На пленке или бумаге – не подходит. Ее уже несколько раз вызывали в КГБ по делам диссидентов, так что на границе точно будут обыскивать. В итоге Дина принимает самое очевидное решение: она просто научится петь блатные песни разучив их наизусть.

Таким образом в начале 70-х и появляется этот странный но весьма интересный диск – "Блатные песни" Дины Верни

fd15ab8e4ff9.jpg

1.Когда с тобой мы встретились

2. Костюмчик новенький

3. Не жди меня, мама ___________________________.mp3

4. Вот сиду опять в тюрьме

5. Свадебная лесбийская _______________________________.mp3

6. Одесса

7. Мадам Банжа

8. Течет речка

9. Колыма (порт Ванино)

10. А ты хохочешь

11. Бодайбо

12. Товарищ Сталин _________________________.mp3

13. Окурочек (Алешковский)

В 1959 году, в статусе успешной бизнес-леди, Верни первый раз приехала на историческую родину. СССР того времени произвел на нее тягостное впечатление: страна еще не оправилась от сталинского режима. Целью поездки было найти новых талантливых художников, но сразу это сделать не удалось. Следующий вояж состоялся почти через десять лет. Теперь она знакомится с И.Кабаковым, О.Рабиным, Э.Неизвестным, Э.Булатовым, другими художниками. Первой устраивает персональные выставки Сержа Полякова и Михаила Шемякина.

Вспоминает М.М.Шемякин:

«Дина Верни, бывшая одесситка, встречала меня в аэропорту. Мне были предложены все условия, о которых только может мечтать человек, плюс контракт на десять лет, но с одним пунктом: что я работаю только под ее контролем. «Метафизику забудь, дорогой мой, - сказала она мне, - это на сегодняшний день не товар. Будешь делать натюрморты… Я тебе покажу весь мир, я тебе сделаю карьеру».

Но я отказался: «Мадам, я не для того сбежал из одной клетки, чтобы променять ее на золотую. Для меня свобода превыше всего. Я ухожу».

На второй день пришел служащий и сказал: «Мадам Верни приказала вас выгнать из отеля, потому что она отказывается платить за вас». Дина была в меня влюблена. Она мне мстила и мстит по сегодняшний день… Но она сделала мою первую персональную выставку, за что я ей благодарен…»

В 60-е годы Дина начала общаться с «советским подпольем» - диссидентами. В этих кругах было принято петь под гитару блатные песни. Эта музыка настолько полюбилась ей, что она решает сделать пластинку с «запрещенными песнями». Но записывать их было нельзя, за ней пристально следило КГБ, и тогда она решила запомнить их. Смелая парижанка отобрала два десятка вещей, из которых на альбом попало тринадцать. В 1975 году вышел проект под названием «Блатные песни». После выхода диска въезд в СССР закрылся для Дины Верни на долгие годы.

Но ей было чем заняться во Франции. За время работы в сфере искусства она собрала одну из лучших на планете коллекций кукол, которая недавно была продана с аукциона за пять миллионов долларов! Действуя по принципу «я покупаю, то, что не в моде», Дина собрала крупнейший в мире парк карет, среди которых есть даже экипаж Шатобриана. Где кареты, там и лошади. Много лет Дина содержала огромную конюшню, дрессировала лошадей и предоставляла своих питомцев киношникам для съемок.

За заслуги в области искусств она неоднократно отмечалась различными наградами Франции, среди которых есть даже Орден Почетного Легиона.

Дина Верни несколько раз была замужем, у нее двое взрослых сыновей, которые продолжают семейный бизнес.

В последние годы в России было снято два документальных фильма об этой незаурядной фигуре. Автором первого был Эльдар Рязанов, а второго Ольга Свиблова. По дошедшим до меня слухам, сегодня кто-то из Питера готовит новую картину посвященную «русской музе Франции». Слава Богу, хоть теперь мы воздаем должное своим великим соотечественникам. А ведь еще недавно про нее писали тупые фельетоны в советских газетах и рисовали глупые карикатуры в «Крокодиле».

А знаете как звучит жизненный девиз Дины Верни? Она говорила так:

«Я никогда ничего не планировала. Надо просто держать глаза открытыми""

вікі

ще джерело

послухати, стягнути

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Заархівовано

Ця тема знаходиться в архіві та закрита для подальших відповідей.



×
×
  • Створити...