Перейти до змісту

Найбільш популярні професії в 2010 році


miDas

Рекомендовані повідомлення

icon_plus_1.gifТОП-10

Опросив экспертов рекрутинговых агентств и директоров по персоналу компаний, мы составили десятку наиболее затребованных специалистов в 2010 году. Каждой отдельной области эксперты присваивали определенное количество баллов, от 1 до 5 (1 - наименее популярная, 5 - наиболее популярная), что, по их мнению, будет соответствовать степени востребованности тех или иных работников. Мы проранжировали специальности исходя из общей суммы баллов.


Отправной точкой исследования стало предположение, озвученное международными финансовыми организациями, о первых признаках выздоровления украинской экономики в 2010 году. Аналитики Всемирного банка и МВФ полагают, что после падения ВВП Украины в 2009-м на 14-15% ситуация в экономике стабилизируется и в 2010-м валовой внутренний продукт вырастет на 1%. Основной спрос на специалистов сформируют компании FMCG-сектора, ретейлеры, фармацевтические предприятия, агробизнес. Их потребности отчасти повлияли на составленный нами рейтинг, в который попали отраслевые специалисты, к примеру, категорийные менеджеры, IT-специалисты, медицинские представители, агрономы.


Далеко не все благополучные компании из отраслей, стабильно развивавшихся в период кризиса, проявят гипер-активность на рынке труда. В частности, телекоммуникационная отрасль в 2010 году не будет особо нуждаться в каких-либо специалистах. Как объяснила директор по персоналу и развитию организации компании "Киевстар" Елена Кропивянская, телекоммуникационный рынок достиг зрелости, команды сформированы и прирост персонала практически прекратился еще в


2008-м. Финансовый кризис заставил почти все предприятия приложить максимум усилий для снижения затрат. В таких условиях игроки, как правило, точечно привлекают профессионалов.


В целом рынок труда будет расти постепенно, так же как и оклады. В следующем году лишь некоторые специалисты смогут рассчитывать на зарплаты уровня 2008-го. Финансовые предложения будут зависеть от состояния конкретной отрасли и непосредственно предприятия.


В случае ухудшения экономической ситуации в 2010 году компании будут нанимать лишь ключевых специалистов - главных.



1. Менеджер по продажам


2. Медицинский представитель


3. Генеральный директор


4. Финансовый директор


5. Разработчик ПО


6. Риск-менеджер


7. Юрист


8. Маркетолог рынков FMCG


9. Категорийный менеджер


10. Главный агроном



Продавать некому. Компаниям нужны сейлзы с собственными базами данных.



Во время падения продаж одними из первых под сокращение попали менеджеры по продажам. Некоторые компании пересмотрели финансовый вклад каждого сотрудника коммерческого отдела и избавились от специалистов, не выполнявших планы. "Раньше продавать мог кто угодно, лишь бы не ленился отвечать на звонки клиентов. Но товар больше не продает сам себя, и в октябре-ноябре 2008 года за профнепригодность были уволены многие сейлзы", - объясняет директор по развитию рекрутингового агентства "Навигатор" Наталья Зайцева.


Теперь компании восстанавливают команды менеджеров по продажам. Сколько и каких специалистов-продавцов привлечь, чтобы бизнес подольше оставался на плаву, - актуальная задача для управленцев. Предприятия хотят получить не просто квалифицированного сотрудника, а профессионала в конкретной отрасли, со своей клиентской базой. "На рынке - целая армия сейлзов, но я бы не сказала, что стало больше классных специалистов. Таких сотрудников работодатель старается удержать всеми силами", - утверждает директор компании "Рекрут Альянс" Елена Шумицкая. Поэтому охота за мастерами продаж продолжится и в 2010-м.


До кризиса сейлзы могли рассчитывать на оклад в $1 тыс. Планы по продажам перевыполнялись, и их доход достигал $2 тыс. Зимой, в пик кризиса, фиксированная часть дохода снизилась до 1,5 тыс. грн (сверх ставки специалист зарабатывал еще 30%). "Некоторые организации переводят сотрудников на голый процент", - рассказывает Павел Богданов, лидер практики "Маркетинг и продажи" EXON Recruiters. С мая оклады постепенно росли, и сейчас менеджеру по продажам предлагают 2,5-3 тыс. грн. Работы тоже прибавилось. От услуг специалистов, сопровождавших продажи, - рисечеров, аккаунт-менеджеров - многие компании отказались. Менеджер по продажам вынужден сам проводить исследования рынка, заниматься поиском новых клиентов, заключать контракты и сопровождать их.



Антикризисные таблетки. Фармацевтическая отрасль будет одним из самых активных работодателей в 2010 году.



Киевмедпрепарату - крупнейшему украинскому производителю антибиотиков - кризис нипочем. В I полугодии 2009-го компания увеличила доход на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. Фармацевтический рынок даже в кризисном 2009 году развивается стабильно. Негативное влияние экономической ситуации хуже переживают в основном производители и продавцы таких безрецептурных препаратов, как витамины или пищевые добавки, от которых покупатели могут временно отказаться.


"Рынок развивается. Потребность в специалистах и в 2009, и в 2010 годах меньше не станет", - рассказывает директор компании "Фарма Персонал" Андрей Анучин. Фармацевтические предприятия станут одними из наиболее активных работодателей, они будут искать новых сотрудников не ради замены персонала, а ради развития бизнеса. Спрос на медицинских представителей - самую многочисленную категорию специалистов, участвующих в продвижении продукции, - тоже увеличится. Даже в период кризиса армия медпредставителей выросла на 5%. Дефицит этих специалистов все еще большой, и в 2010 году рост рынка составит плюс 5%. Медицинские представители остаются основным каналом коммуникации фармацевтических компаний с потенциальными клиентами.


Впрочем, по словам Андрея Анучина, гораздо больше фармкомпании нуждаются в услугах грамотных продакт-менеджеров. В Украине не готовят маркетологов непосредственно для фармбизнеса и предприятия ощущают острый дефицит этих специалистов. "Человек, не будучи врачом или фармацевтом, вряд ли добьется успеха на этой позиции. Ведь общаться ему придется в основном с врачами. Банальным нахваливанием препарата лояльного клиента не заполучить", - объясняет рекрутер. Пока только медпредставители с большим опытом работы могут стать квалифицированными продакт-менеджерами. И компании, которые расширяются, готовы перекупать опытных кандидатов. Зарплата среднего продакт-менеджера достигает $2 тыс. - столько же платили специалистам и в докризисные времена. Снижение окладов продакт-менеджеров в 2009 году в долларовом эквиваленте составило всего 5-7%. Для сравнения: медпредставителям урезали зарплаты в долларах на 13%, повысив в гривне на 32% (до 4,5 тыс. грн).


В следующем году компании будут стараться удержать таких специалистов, поэтому их доходы возрастут как минимум на процент девальвации гривни. При этом массовых сокращений в фармбизнесе не предвидится.


Недолгая отставка. Когда бизнес будет вне опасности, собственники начнут нанимать управленцев.


В 2009 году многие собственники, отошедшие в свое время от дел, снова стали у руля предприятий. Они избавлялись от управленцев либо по причине их неэффективности в сложившихся условиях, либо из-за желания сэкономить. Труд топ-менеджера в компаниях с миллионным ежемесячным оборотом составлял около $100-


500 тыс. в год. Но в 2010-м владельцы бизнеса начнут возвращать наемных менеджеров. "Собственники уже привыкли решать стратегические вопросы, поэтому они вернутся к тому, чтобы операционной деятельностью занимались наемные управленцы", - говорит директор рекрутингового агентства World Staff Виталий Михайлов.


Нынешний кризис, по словам управляющего партнера компании Comilfo Executive Search Ильи Фомина, открывает двери крупных финансово-промышленных групп для украинских управленцев, зарплатные ожидания которых снизились на 20-30%. Из-за ухудшения экономической ситуации компании предпочитают искать более дешевых локальных специалистов. Хотя ранее акционеры ФПГ решались доверять свой бизнес преимущественно иностранным топ-менеджерам. Их услуги обходились предприятиям в $1-5 млн в год. Такие руководители, как правило, приводили свою команду, поэтому украинцы могли претендовать разве что на позиции юристов, айтишников, менеджеров по коммуникациям.


Глобальных изменений в компенсационной политике в отношении генеральных директоров не произошло. Фиксированная часть их зарплат была снижена на 10-20%, а переменная - привязана к результату. Теперь компании-работодатели четко прописывают, при каких условиях управленец может рассчитывать на бонус. Как и в 2009-м, в следующем году владельцы предприятий будут искать топ- менеджеров-операционистов, готовых "работать руками". По отношению к таким специалистам собственники по-прежнему щедры. Директор крупной иностранной компании может претендовать на $120 тыс. в год и бонус, привязанный к конкретному результату.


Финансы закончились. Финансовые директора и главбухи нужны всегда.


"К 2010 году многие компании перейдут от хаотичного ведения бизнеса к бюджетированию и планированию, а значит, повысится спрос на специалистов по оптимизации бизнес-процессов - финансистов", - полагает директор рекрутингового агентства Management Consulting Валентин Тимошенко. Денег у бизнеса поубавилось, и вопрос их эффективного использования, а также управления финансовыми потоками станет еще более актуальным.


Финдиректора - дорогие специалисты, и сегодня небольшие компании экономят на них. Пока мелким фирмам нужны главные бухгалтеры-многостаночники. Однако, во-первых, специалистов, которые могут квалифицированно выполнять обе функции, очень мало, а во-вторых, зарплатные запросы финансовых директоров снизились, и предприятия, которые ранее не имели возможности нанять такого специалиста, теперь могут позволить себе взять на работу финансиста.


Финансовым директорам нужно готовиться к выполнению дополнительных задач. В средних компаниях такому управленцу уже подчиняют бизнес-аналитиков, системных администраторов, логистиков. Впрочем, на зарплатах дополнительные обязательства специалиста отражаются незначительно. У финансистов уровень заработной платы снизился на 30-40%, а то и более. В период роста экономики они были рекордсменами по доходам. На старте кандидат соглашался на $3 тыс., через год хотел уже $8 тыс. Сейчас же специалисты поумерили свои аппетиты. Теперь $1-1,5 тыс. - обычная стоимость финансового контролера, а финансовый директор может трудиться и за $2-4 тыс.


Спрос на главных бухгалтеров в 2010 году тоже будет высоким. "В следующем году компании могут попасть под более серьезное давление со стороны проверяющих органов, и в этом случае без компетентных бухгалтеров никак не справиться", - считает коммерческий менеджер компании Hudson Ukraine Алексей Долгих.


Программа на завтра. Высокий спрос на IT-специалистов поддерживают иностранные компании.


Специалисты в сфере информационных технологий даже во время кризиса по популярности у работодателей уступают лишь менеджерам по продажам. По данным портала HeadHunter, на их долю приходится в среднем около 20% вакансий. В 2010-м этот уровень вряд ли снизится.


В следующем году по-прежнему будут востребованы разработчики и администраторы больших баз данных (Oracle, SAP MS SQL), а также архитекторы и программисты Java. Тем не менее спрос сместится в те направления, которые только прокладывают свой путь на рынок. В сфере разработки ПО - это так называемые насыщенные интернет-приложения (Rich Internet Applications), объединенные коммуникации (Unified Communications), разработка портальных решений. В администрировании баз данных - технологии виртуализации, кластеризации и облачных вычислений (Cloud Computing).


Компании все еще будут экономить на покупке нового лицензионного программного обеспечения, что, по мнению технического директора СИТРОНИКС Информационные Технологии в Украине Сергея Тарасенко, спровоцирует рост популярности специалистов в сфере ПО с открытым кодом, например, администраторов ОС Linux. Перемещение торговых компаний в интернет активизирует поиск специалистов по web-технологиям, которые занимаются разработкой, поддержкой и продвижением сайтов.


Рекрутеры утверждают, что экономические неурядицы менее всего задели айтишников, работающих на международные софтверные компании. Они получают зарплаты в долларах, и размеры их окладов не снизились - в среднем $1-3 тыс.


Впрочем, в сфере IТ не обошлось без сокращений. Некоторые организации перевели персонал на почасовую работу или в разряд внешних консультантов. Доходы айтишников в 2009 году не растут, как в прошлые несколько лет, но зато и не падают.


На страх и риск. Банки готовятся к худшему, набирая риск-менеджеров.


Бизнес начал привлекать специалистов по управлению рисками после кризиса 1998 года. Поначалу их услугами воспользовались банки, а вслед за ними и другие крупные компании. В 2009-м необходимость в этих специалистах тоже возросла. И снова лидерами по найму рисковиков-аналитиков стали финучреждения. Банки не прекращали набор таких сотрудников, хотя и провели массовые увольнения. Работы лишились в основном специалисты розницы, инвестиционных департаментов, младшие аналитики, HR-службы.


Зачастую система риск-менеджмента существует в финансово-промышленных группах и крупных компаниях, а в небольших предприятиях их функции выполняет руководство. Для банков же наличие системы управления рисками обязательно. Рисковики были и остаются одной из самых дорогих категорий банковских служащих. Они занимаются расчетом любых видов рисков, анализом ситуации, прогнозами, которые будут отражать общую картину дохода и потерь банка, фактически определяя устойчивость организации. В прошлом году их зарплаты достигали $2 тыс. В 2009-м некоторым специалистам удалось сохранить докризисный уровень окладов, но в среднем по рынку он упал на 40%.


Наряду с рисковиками банковская сфера, по мнению директора департамента персонала Райффайзен Банка Аваль Татьяны Плюсниной, в 2010-м будет нуждаться, с одной стороны, в специалистах по возврату просроченных долгов и реализации залогового имущества (особенно недвижимости и земли). С другой - в менеджерах по разработке новых банковских продуктов. Первая группа решает актуальные для банков задачи: возврат заемных средств, вторая - определяет бизнесовые перспективы и сохранение позиции на рынке. "Думаю, что в 2010 году продолжится стабилизация либо же снижение уровня оплаты труда даже наиболее востребованных специалистов", - полагает Татьяна Плюснина. Только редкие профессионалы смогут рассчитывать на высокие оклады.


Кредитный доктор. Чем больше невозвращенных кредитов, тем выше спрос на юристов.


"У юристов работы предостаточно", - говорит партнер юридической и патентной фирмы "Грищенко и Партнеры" Олег Высочинский. Уже сейчас на рынке царит оживление по сравнению с весной 2009-го. Осенью ожидается рост заказов по реструктуризации долгов - сроки по многим кредитам истекают в конце года, поэтому украинские бизнесмены начнут переговоры о реструктуризации со своими партнерами как в Украине, так и за рубежом. Часть выплат по долгам многим предприятиям уже удалось перенести на 2010-й, так что и в следующем году юристы не останутся без работы.


Компании вынуждены не только договариваться с кредиторами об отсрочке платежей по займам, но и прекращать свою деятельность. Соответственно повышается спрос на услуги по банкротству и ликвидации предприятий. Юристы, специализирующиеся на судебно-претензионной и финансово-банковской практиках, будут востребованы. В 2010 году улучшить свое финансовое состояние смогут и специалисты по слияниям и поглощениям - предприятия в плачевном финансовом положении станут искать инвесторов.


"Пока же ситуация на рынке не слишком радужная. Некоторые компании были вынуждены пойти на сокращения, и на рынок хлынуло много неквалифицированного персонала. Теперь, чтобы найти хорошего специалиста, нужно провести на порядок больше собеседований", - полагает Олег Высочинский.


Зарплаты тоже замерли. Часть компаний, чтобы избежать увольнений, урезали оклады своим сотрудникам. Если до кризиса юрист с трехлетним опытом работы зарабатывал $700-2000, то сейчас ему предлагают в среднем 5 тыс. грн. Небольшого повышения ставок следует ожидать уже в следующем году.


Маркетолог на все руки. На рынке FMCG выиграют компании с сильными командами менеджеров по продажам и маркетологов.


"C начала года у нас не было ни одного заказа на поиск маркетологов. Казалось, они больше никому не нужны", - рассказывает директор компании "Рекрут Альянс" Елена Шумицкая. После волны увольнений, когда многие предприятия отказались от услуг узкоспециализированных профессионалов, а оставшимся сотрудникам снизили зарплаты на 30-40%, рынок замер. Но сейчас он постепенно оживает.


Оправившись от потрясений, вызванных кризисом, многие осознали, что избавляться от специалистов, участвующих в формировании спроса и продвижении продукции, - не самое лучшее время. К примеру, сеть торгово-развлекательных центров "Караван" создала отдел маркетинга как раз в 2009 году. Привлекать сильных маркетологов в 2010-м будут не только ретейлеры, но и компании из сектора FMCG.


"Не исключено, что предприятия начнут подстраиваться под новый спрос, в частности, запуская более доступные по цене торговые марки. В таком случае без специалистов по маркетингу не обойтись", - считает директор компании Management Consulting Валентин Тимошенко.


Правда, вряд ли многие смогут позволить себе держать в штате сразу несколько узкоспециализированных маркетологов. По словам старшего рекрутера компании Brain Source International Юлии Макаровой, в среднем и малом бизнесе будут востребованы так называемые маркетологи-генералисты, которые в состоянии выполнять практически все функции по своей специальности внутри компании. Предприятия, оптимизируя затраты, стараются найти мастеров на все руки и не содержать отдел из пяти-восьми человек. Эта тенденция никак не коснется лишь крупного бизнеса.


Маркетологам, кроме исследований рынка, все чаще доверяют еще и управление продажами. При этом, по словам управляющего партнера агентства "Анкор СВ" Аллы Коняевой, чрезвычайно востребованными будут маркетологи, которые, потратив как можно меньше ресурсов предприятия, сумеют мотивировать клиента на покупку.


Через тернии к полкам. Ретейлеры меняют ассортимент своих магазинов, что породило спрос на категорийных менеджеров.


Е ще год назад усилия торговых сетей были направлены на открытие новых точек, а сейчас розница вынуждена работать над повышением показателей уже открывшихся магазинов. Вместо директоров по развитию ретейлеры начинают искать категорийных менеджеров, отвечающих за реализацию ассортиментной политики магазинов. В последнее время она подвергается постоянным изменениям. Все магазины без исключения пытаются увеличить скорость оборота, что и порождает повышенный спрос на категорийных менеджеров. Ведь продукцию нужно закупить по низким ценам, доставить с наименьшими издержками, правильно выложить, проследить за продажами.


В большинстве торговых сетей эти функции выполняют три подраздOления: отделы закупок, продаж и маркетинга. Такая структура характерна для западных компаний, и украинские игроки попытались скопировать ее. "Однако кризис выявляет все недостатки такой организации продаж. Закупкой занимаются одни специалисты, реализацией - другие, продвижением - третьи. В результате не с кого спросить, если рентабельность категории товаров начинает падать. Поэтому некоторые предприятия объединяют эти функции в одном центре ответственности", - объясняет директор по работе с персоналом компании "Край" Мария Чумак.


В 2010 году этот процесс продолжится. Компании, которые смогут развиваться, будут набирать персонал, а донорами станут банкроты. Рынок уже пополняется свежей кровью. Из-за банкротства ряда торговых сетей (свои магазины закрыли собственники гипермаркетов "О’кей Украина", "Смак") без работы оказались сильные кандидаты, которых можно нанять за сравнительно небольшую зарплату. Если до кризиса они могли рассчитывать на 15-20 тыс. грн, то сейчас - на 7-10 тыс. грн.


Один в поле. Хороший агроном может существенно сэкономить затраты сельхозпроизводителя.


Сельское хозяйство - одна из тех отраслей, которая и в 2010-м продолжит набирать персонал. Причем формировать спрос будут отечественные предприятия. Они нуждаются в первую очередь в агрономах, знакомых с новыми технологиями. Сейчас такие специалисты на вес золота, ведь именно благодаря технологиям в 2009 году удается сохранить высокую урожайность. На удобрениях, которые раньше выручали, предприятия стараются экономить.


"Есть два способа выращивать рапс: плохой и правильный. В первом случае производитель вспахивает поле, засевает его, вносит удобрения по 100-150 кг на гектар, в марте снова подкармливает растения и обрабатывает их средствами защиты растений (СЗР). При такой технологии рапс вымахивает на 1-2 метра, а урожайность - всего 17-20 ц/га. Во втором случае предприятие перепахивает поле, уничтожает сорняки, засевает его. Всходы обрабатывает десикантом, который замораживает их рост, чтобы развивалась корневая система, которая делает растение морозоустойчивым, обрабатывает СЗР и удобряет. Рапс начинает медленно расти до 35-40 см в высоту. Все силы идут в семечки. Урожайность - 50-60 ц/га. Здесь важна технология, а удобрения играют третьестепенную роль", - объясняет директор консалтингового агентства "ААА" Сергей Наливка.

Хороший агроном, знающий новые технологии, может существенно сэкономить агрохолдингам затраты. Спрос на таких специалистов постоянно растет. В докризисные времена главный агроном крупного агрохолдинга зарабатывал около $5 тыс. в месяц. Многие могли рассчитывать на бонусы при повышении урожайности. Зарплата рядовых агрономов составляла 4,5 тыс. грн. Кризис вынудил предприятия урезать зарплаты специалистам на 40-50%. Некоторые производители, воспользовавшись ситуацией на рынке, даже попытались избавиться от дорогих сотрудников. "Но оказалось, что не на том сэкономили. Теперь вынуждены возвращать квалифицированных специалистов", - говорит Сергей Наливка.

http://kontrakty.com.ua

Посилання на коментар
Поділитись на інші сайти

Заархівовано

Ця тема знаходиться в архіві та закрита для подальших відповідей.


Hosting Ukraine
AliExpress WW


×
×
  • Створити...