щодо звязку наукового підходу з прийманням на віру та з вірою у Бога.
-- виявляється, це все штампи. що дасть зрозуміти навіть міні-дослідження зі слів тих самих науковців.
в науці на віру приймається практично все (постулати, аксіоми), а решта при доказах грунтується на тій частині, яку принято на віру. Вам ніяка наука нічого не зможе довести, якщо ви відмовитеся приняти на віру її фундаментальні постулати . Приклади:
каждая наука принимает на веру известные данные, предоставляя другим отделам философии подвергать критике их истинность и значение. Так, все естественные науки верят в абсолютно не зависящее от познающего ума существование мира материи, невзирая на то, что более глубокий философский анализ этого вопроса ведет к идеализму. Механика приписывает материи обладание массой, проявление силы, определяя данные понятия чисто феноменальным образом и не смущаясь теми иррациональностями, которые можно вскрыть в этих понятиях при дальнейшем анализе. Подобным образом движение принимается в механике за нечто абсолютно не зависящее от познающего объекта, несмотря на затруднения, к которым приводит такое утверждение. Подобным же некритическим путем в физике допускается существование атомов, действия на расстоянии и т.д.; химия берет на веру все данные физики, а физиология – все данные химии. Психология, как естественная наука, рассматривает явления с такой же односторонней и временно-условной точки зрения. "Принципы психологии" В.Джемс (1890)
Совершенно очевидно, что на сегодняшний день экология представляет собой своеобразную форму религиозного мировоззрения, теории и гипотезы которого напрямую зависят от принятых на веру положений, каковым на первую очередь является предпосылка об естественном прогрессе всего сущего. Явное же несоответствие принятой на веру идеи прогресса реально наблюдаемым фактам (вымирание видов, генетическая деградация, увеличение вредоносных мутаций, и проч.) воспринимается как кризис самой реальности, а не принятого подхода, «непогрешимость» которого — вне обсуждения.Экологический кризис или кризис экологического учения?
і ще трохи, вже для мешканців далеких гірських повітів :
АКСИОМЫ ИЗ МАТЕМАТИКИ БЕСКОНЕЧНОГО, АКСИОМЫ, НЕДОКАЗУЕМЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
РЕЛИГИОЗНАЯ СУЩНОСТЬ НАУЧНОГО МЕТОДА:
Спочатку створюється гіпотеза, заснована на припущеннях-аксіомах (Так, дарвиновская модель видообразования покоится на умозрительных положениях униформизма и прогресса, геометрическая модель Лобачевского - на аксиоме пересекаемости параллельных прямых; диалектическая модель Гегеля - на признании первичности идеального начала, и т. п.). Другий етап: научная модель, удовлетворительным образом описывающая накопленные на момент ее создания факты (в том числе - неверно истолковываемые), как правило становится рабочей моделью и получает широкое распространение, при цьому условные по форме и религиозные по сути исходные предположения модели постепенно оказываются вне системы рассматриваемых вопросов, либо приравниваются к описываемым моделью объективно наблюдаемым фактам, формируя феномен логического порочного круга, как, например, в случае с сосанием пальца младенцем - у Фрейда, или выживанием наиболее приспособленного - у Дарвина.
Третій: Вера в предполагаемую истинность предпосылок сменяется верой в истинность самой модели. На этом этапе происходит отождествление массовым сознанием самой модели и описываемой ею реальности, а также утрата ясного понимания границ применимости модели. В результате неизбежно возникают неадекватные синкретические концепции. Например – понятия « диалектический материализм» или «эволюция неживой материи»…
Далі у статті ще про відносність результатів практичних дослідів (2й рівень логічного порочного кола); наслідки відриву наукового методу від релігійно-морального коріння ( "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"); в чому обмеженність наукового підходу, чому атеїст і матеріаліст - в результаті скептик, соліпсист чи агностик; що наука почалася з віри і в чому тут взагалі «заковика»… хочете – читайте
В НАУКЕ МЫ МНОГОЕ ПРИНИМАЕМ НА ВЕРУ . Ученые всегда имеют дело с чем-то нерешенным, наука – это внедрение в неизвестное. Нередко, исследуя “Х”, мы временно оставляем другие параметры исследуемого – “Y” или “Z” – почти “на веру”. Далее мы должны “подчистить” эти “Y” и “Z”, или, во всяком случае, сказать, что что-то еще не дается. Так, например, мы развивали важнейшее направление – физиологию мозга человека. Меня как работника науки вовсе не пугает что-то, чего я не могу сейчас полностью доказать. Н. БЕХТЕРЕВА, акад. РАН, науч. рук. Ин-та мозга человека РАН, Санкт-Петербург
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ВЕРЫ РАЗУМУ - НЕДАВНЕЕ ЯВЛЕНИЕ . На самом деле, если посмотреть на историю существования человеческого общества, противопоставление веры разуму – относительно недавнее явление. И восходит оно примерно к середине-концу восемнадцатого столетия, к трудам так называемых “французских энциклопедистов”.
Даже в светской философии Нового времени, в трудах Джона Локка, Томаса Гоббса читатель без труда найдет массу ссылок на Священное Писание. Более того, эти философы, как правило, выводили свои основные тезисы как раз из книг Нового и Ветхого завета!
Если говорить о русской философии, то как раз серебряный век ее, конец XIX – начало XX века, демонстрирует нам целую плеяду известных ученых, которые пытались вернуть человеческому восприятию утраченное органическое единство разума и веры. Это Николай Лосский, Владимир Соловьев, братья Трубецкие, о.Павел Флоренский – философы, которых совершенно невозможно упрекнуть в отсутствии разума! А. Величко, д. юрид. н…
ЗНАНИЯ ТОЛЬКО УКРЕПЛЯЮТ ВЕРУ. Помните слова Хрущева о том, что космонавты были в космосе и не увидели там Бога, и “значит Бога нет”? Примитивизм такого рассуждения легко опровергается разумом. Разум и знания позволяют не принимать на ложную веру “научную” критику книги Бытия по поводу возраста Земли и сотворения человека. Например, анатомически человек похож на обезьяну, но иммуннохимически – на свинью… Да, человек имеет общие черты с представителями млекопитающих (“ризы кожаные”), но по совокупности различных уровней организации тела, по особенностям психофизиологии у человека нет животных предков. А. Сыроешкин, доктор биологических наук, Москва
РАЗУМ НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ВЕРЕ, подобно тому как наука не противостоит религии: просто они решают разные задачи, у них различные предмет и методы исследования, если угодно. Более того, и разум, и вера нужны как в науке, так и в религии. Любая мировая религия, помимо оснований веры, активно использует и рациональные выкладки: достаточно ознакомиться хотя бы с азами христианского или мусульманского богословия, чтобы понять, что это так. Но и в науке присутствует вера: и как психологическая составляющая научного поиска, и как гипотетическое допущение.
вера – это ценностная категория, она является следствием свободного выбора человека в тех вопросах, где разум бессилен или ограничен. Поэтому в вере ВСЕГДА ЕСТЬ РИСК (Николай Бердяев называл веру прыжком в пропасть: человек не знает наверное, разобьется ли он об острые камни, или спасется, несмотря на большую высоту). Рациональное же познание в каком-то смысле не оставляет свободы выбора – нельзя просто сказать, что мне не нравится тот или иной физический закон или математическое доказательство. А.Торкунов, чл.-кор. РАН, ректор МГИМО, Москва
напрошується висновок, що віра в Бога НЕ завжди БЕЗДУМНА І СЛІПА, і НЕобовязково, хто вірить - БОЇТЬСЯ реальності...
зате буває і навпаки: зневіра - наслідок упереджень, незнання, а також небажання чи страху визнати свої помилки в поглядах або вчинках ( з власного досвіду)